Несмотря на то, что музыканту удается реализовать себя сразу в двух ипостасях, «основным» инструментом для него все же является виолончель.
- Мы репетировали с оркестрантами уже поздно вечером после сдачи ими важного концерта, - рассказывает виртуоз. – Но судить об уровне коллектива по репетициям нельзя, тем более в сложившихся обстоятельствах напряженного рабочего дня.
На концерте, устроенном меценатами, ценителям классической музыки довелось услышать музыкальные шедевры Чайковского, Шуберта, Прокофьева и Шостаковича.
- Это уникальная возможность и для наших музыкантов, и для зрителей, - сказал директор Национального симфонического оркестра Владимир Рихтер. – Ведь сейчас Александр Князев солирует с лучшими оркестрами мира, дает мастер-классы в Германии, Франции, Испании, Южной Корее.
Александр всегда выступает с одним и тем же инструментом – виолончелью 1733 года, созданной мастером Карлом Бергонсом.
- Я арендую ее в госколлекции, это просто великолепнейший инструмент, - восхищается Князев. – Кстати, раньше это было намного доступней, ведь лет пятнадцать назад аренда стоила практически копейки, а сейчас цены сравнялись со среднеевропейскими.
Лауреат множества конкурсов, в том числе имени Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, имени Кассадо во Флоренции, член жюри целого ряда фестивалей, Князев - безусловный поклонник классической музыки, причем настолько, что кроме нее практически ничего не слушает.
- Я, конечно, что-то слышу: эстрада у нас звучит повсеместно, где бы ты ни был, - говорит он. – Но классика настолько глубока, что в ней можно бесконечно долго купаться, я просто не успеваю следить за развитием других направлений.
Александр Князев начал свою концертную деятельность в роли виолончелиста в 1978, органом же увлекся на десять лет позже. Но сейчас виртуоз собирается выпускать свой первый диск органной музыки, а стены парижских соборов Нотр-Дам и Сент-Эсташ уже ждут российского гостя.
- Главной причиной такого моего увлечения стало желание играть Баха, - рассказывает Александр Александрович. – И до сих пор орган привлекает мое пристальное внимание, я стараюсь не упускать ни одной возможности познакомиться с новым инструментом.
Князев за время пребывания просто не успел опробовать орган Башгосфилармонии, и теперь музыкант ждет приглашения с разрешением сыграть на уфимском «Зауэре».
Кстати, недавно принятый закон о том, что все здания бывших церквей возвращаются верующим, породил множество проблем для музыкантов.
- В советское время в церквях часто устраивали органные залы, - объясняет он. – А теперь непонятно, куда девать сам инструмент, ведь православные традиции не предусматривают игру на органе, а просто так разобрать и перенести его нельзя – он изначально встраивается в архитектуру конкретного объекта. Для нас каждая такая проблема становится личной. В некоторых случаях, возможно, мы будем писать открытые письма от органистов с просьбой сохранить уникальные инструменты.
Юлия ЛЕЖЕНЬ.