Музыка со вкусом
Десять лет назад Юлдашев даже не знал о существовании этнического коллектива из Тувинского города Кизил.
- Однажды мне попалась кассета с записями ребят, - вспоминает Роберт. – Все сорок пять минут я просидел, кажется, не дыша – так поразила меня их музыка. Потом начали попадаться статьи об их концертах на лучших площадках, а потом и сам увидел¸ как горячо их принимает публика. С тех пор и мечтал поработать с этими музыкантами.
- Дело в том, что потенциал музыканта Юлдашева уже не вмещается в концертное пространство республики, - добавляет директор уфимского продюсерского центра Shaw-Show Entertainment Загир Кутлучурин. - И работа с такими именитыми артистами пойдет только на пользу, к тому же всегда интересно посмотреть на совместное творчество талантливых музыкантов.
Плодом сотрудничества стала договоренность о том, что осенью группа «Хуун-Хуур-Ту» и Юлдашев с «Курайсы» организуют совместные гастроли по городам России. Тувинские музыканты стали полноценной группой не сразу. Саян Бапа занимался музыкой с детства, играл в школьном ансамбле.
- После меня пригласили в филармонию, вскоре начали ездить на гастроли, - вспоминает лидер группы Бапа. - В 1980 году у нас были большие гастроли по российским городам. В Уфе, кстати, тоже давали концерт. Тогда мы уже играли этно-рок, а не поп-тувинскую музыку.
Углубляться в этнику музыканты начали в 90-м году, ездить по районам и собирать материал. С тех пор уже не изменяли направление своей работы. Сегодня 90% концертных номеров исполнителей составляют народные тувинские песни XI и XVII веков.
- Мне тоже частенько приходилось отправляться в экспедиции, - признается Роберт. - Был случай, когда я нашел аксакала в деревушке Хайбуллинского района, жил с ним несколько дней, помогал по хозяйству. Я брал у него уроки игры, попутно сделав записи на пленку. Так вот через пару недель после моего отъезда он ушел в мир иной, и кроме меня никто не задокументировал его мастерство.
Похоже, сами исполнители этнической музыки считают ее главным достоинством свободную природу.
- Издревле музыка рождалась из жизненных реалий, шла от народа, - говорит Бапа. – Конечно, всем нашим коллегам хотелось, чтобы государство чувствовало себя должным помогать этническому течению, но исторически сложившаяся свобода в нашем творчестве остается до сих пор.
Музыкант уверен, что родители могут правильно воспитать музыкальный вкус ребенка, и потом всю жизнь человек будет выбирать лишь качественные музыкальные образцы.
- Я ничего против поп-культуры не имею, - продолжил лидер группы. - Есть прекрасные примеры эстрадного исполнения, но у нас в стране почему-то все завязано вокруг фонограмм и электроники. Без сомнений, если ребенка в раннем возрасте познакомить с живой музыкой, чтобы он «осязательно» прочувствовал инструмент, он полюбит «вкусную» музыку.
От клюшки до курая
Лидер группы «Хуун-Хуур-Ту» Саян Бапа уверен, что бум на этническую музыку давно прошел.
- Всплеск интереса к этому искусству мы наблюдали лет десять назад, если не больше,- сказал Саян.- Потом многие ушли в рэп, поп-музыку, и со временем вся ситуация стабилизировалась. Сегодня на концертах много людей среднего возраста, хотя молодежи тоже немало.
Мнение же Роберта более категорично, он считает, что «сегодня головы многих молодых людей подобны мусорному ведру, где много всякого хлама».
- Мы живем в век световых скоростей, динамики и интернета, - продолжил кураист. - И сегодня молодежи не всегда легко дается воспринять звучание домбры или курая тем путем, каким привыкли мы, ведь с культурой и искусством соприкасаются несколько иначе.
В своей работе музыканты используют хомус, дошпулур - трехструнный инструмент на подобие кубыза, курай, древний смычковый инструмент бызанчи. И пока что им удавалось избегать проблем с заменой инструментов.
- Действительно, большинства мастеров уже нет в живых, - говорит Саян. - Но мои близкие успели собрать необходимые знания, когда были мастеровыми, и теперь делают неплохие инструменты. Очень часто в изготовлении используется конский волос, дерево и кожа, даже я в свое время ухватил часть необходимых знаний.
Выступления же Роберта держатся на трех основных инструментах: курае, думбре и дунгуре.
- Мастеров по изготовлению дунгура мы найти не смогли, - говорит Роберт. – Поэтому форму восстанавливали по старинным изображением, а звучание - по описаниям и «душевным» ощущениям.
Это сейчас Юлдашев стал уже республиканским брендом, представляющим национальную музыку, а ведь в детстве ему прочили спортивную карьеру.
- Я играл в детской команде «Салавата Юлаева», - улыбается музыкант. – У меня тогда были настоящие хоккейные коньки – жуткий дефицит, и я был самым быстрым игроком в команде.
Но занятия хоккеем мальчик бросил после того, как, заступившись за товарища, одержал полное фиаско в мальчишеской драке и начать ходить на дзюдо.
- После судьба свела меня с учителем игры на курае, - продолжает Роберт. – Но после учебы в уфимской академии искусств я снова забросил музыку.
Юноша-выпускник устремил всю свою неуемную энергию в занятие бизнесом.
- На протяжении двух-трех лет я жил бесконечными встречами, поездками, договорами, - говорит он. – И все это время приходилось засыпать с мыслью о деньгах, постоянно складывая цифры. Однажды я подумал: неужели придется мучиться так всю жизнь? И снова взял в руки инструмент.
По словам кураиста, первое время было дико приятно и очень удивительно осознавать, что занимаешься любимым делом, да еще и получаешь за это деньги. Но теперь Роберт уверен, что, просыпаясь каждое утро, человек имеет перед собой два пути – верный и провальный.
- Каждому дана мечта, к которой есть масса возможности приблизиться, - поясняет он. – Но иногда мы теряемся, идем в неверном направлении. Я свой путь нашел, и на каждом концерте стараюсь донести самое главное в жизни людей: трогательную суть природы, общность человечества, живущего на земном шаре.
Юлия ЛЕЖЕНЬ.