Posted 13 сентября 2011, 14:16

Published 13 сентября 2011, 14:16

Modified 10 ноября 2022, 18:55

Updated 10 ноября 2022, 18:55

Мемориальную доску Довлатову в Уфе изготовили, но постеснялись установить

13 сентября 2011, 14:16
3 сентября Сергею Довлатову исполнилось бы 70 лет. К юбилейной дате со дня рождения писателя в столице Башкирии решено было установить памятную доску на доме, где родился Сергей Донатович. Так вышло, что о своем родном городе он фактически ничего не писал. Да и родиться он должен был не в Уфе, а в Ленинграде, откуда в первые дни Великой Отечественной была эвакуирована его мать – народная артистка СССР Нора Довлатова. Местные СМИ уже успели сообщить, что доска появилась 3 сентября, но важного культурного события так и не случилось.

Напомним, мать Сергея Довлатова прибыла в Уфу на последних месяцах беременности. Потому сына, названного в честь деда, она родила в столице Башкирии в сентябре первого года войны. Отцом новорожденного был ленинградский театральный режиссер, доброволец Рабоче-крестьянской Красной Армии Донат Мечик. Первые четыре года жизни Сергей Донатович провел в коммунальной квартире сотрудника НКВД Копчунас на улице Гоголя, 56, в пятиэтажке, примыкающей к филармонии. В Уфе Нора Довлатова прожила всего несколько лет, а после вернулась с ребенком в город на Неве.

Воспоминания о столице Башкирии у нее остались не самые приятные. Наверное, поэтому Сергей Донатович ничего не писал об Уфе. Только в книге «Ремесло» со слов матери рассказывает он о встрече с писателем Андреем Платоновым – также эвакуированным в наш город. Кстати, эта встреча стала поводом для легенды. Якобы Платонов, увидев младенца в коляске Норы Довлатовой, ущипнул его, чем и передал свой литературный дар будущему писателю.

В Ленинграде Сергей прожил до 1972 года. В Северной столице он входил в группу писателей «Горожане». Потом переехал в Эстонию, где работал в газете «Советская Эстония». Был членом Союза журналистов СССР, но был исключен за то, что его труды опубликовали на западе. Тогда Сергей Донатович перебрался жить сначала в Австралию, затем в США. За «бугром» он работал в эмигрантской газете «Новый американец». Там он за 12 лет жизни создал 12 книг, вышедших на русском и английском языках. Самые известные из них - «Ремесло», «Иностранка», «Зона».

Инициаторами установления мемориальной доски в Уфе выступили многие деятели культуры республики, журналисты, писатели.

- Мемориальная доска Довлатову - это память, в том числе, о тех, кого спасла республика и ее столица в годы войны, - уверен писатель Айдар Хусаинов. - А среди них много выдающихся людей. Почему бы нам не напомнить и об этом? Есть смысл провести научную конференцию, посвященную этому событию, пригласить в Уфу тех людей, кто находился здесь в эвакуации в годы войны. Такие люди еще живы.

По слухам, автором доски, деньги на которую выделили из республиканского бюджета, должен был стать Зураб Церетели, но его услуги министерству культуры РБ оказались не по карману. В итоге доску заказали в обычном ритуальном салоне, где на куске мрамора выгравировали надписи на русском и башкирском языках.

По мнению начальника отдела искусств минкульта РБ Айгуль Карабулатовой, чтобы увековечить в Уфе память о Сергее Довлатове, мемориальной доски вполне достаточно. В установке памятника, по ее словам, «нет никакого смысла», так как писатель «не работал и не писал тут».

Идея установления мемориальной доски Довлатову в Уфе возникла уже давно. Такие доски уже есть в Таллинне, где он жил с 1972 по 1975 год, и в Санкт-Петербурге. Причем, все доски устанавливались с разницей в четыре года. В 2003 году – в Таллинне, в 2007-м – в Северной столице, а вот в Уфе с этой традицией вышла незадача. Когда группа культурных деятелей из 13-ти человек пришла 3 сентября к дому на Гоголя, 56, никакой таблички не было.

- Нам рассказали, что ее сделали настолько страшной, что решили не позориться и отложить ее установку до лучших времен, - свидетельствует арт-критик Кристина Абрамичева. - Мы посчитали эту историю забавной, каковой посчитал бы ее и сам Сергей Довлатов.

Подпишитесь