Акт омовения
Наиль Байбурин, недавно отметивший 52-летие, может представляться и как художник, и как сценограф, и как режиссер, и как драматург, поэт и писатель. Не слишком ли много ипостасей для одного человека?
- Я просто достиг полной открытости и максимально реализовал себя, - объясняет он.
Кстати, недавно Наиля ждали в Лондоне на фестивале перфомансов «Рашен акт», но из-за ухудшения отношений с Англией пришлось отложить поездку.
Окончив художественное отделение уфимского института искусств, Байбурин пришел в Башкирский государственный театр кукол трудиться главным художником, а вскоре стал его художественным руководителем. Кроме того, Наиль Габдуллович поставил на сцене кукольного театра множество спектаклей, принесших ему известность драматурга. Но особенную популярность, и не только в России г-н Байбурин получил, выступив автором и режиссером перфомансов творческого объединения «Чингисхан».
Многие уверены, что «чингисхановцы» завоевали славу концептуальных художников, а само творческое объединение стало символом нового башкирского искусства, исключительно благодаря перфомансам Байбурина. Перфомансы, к слову, группа начала проводить с 1997 года одной из первых в Урало-Поволжье.
- Перфоманс - это великая сила, основанная на реакции подсознательных мотивов человека, - разъясняет наш собеседник. – Это глубинные архетипичесике ритуалы. Например, для меня покачивание спиритического шарика экстрасенса и кадила батюшки – явления одного порядка. Само представление может иметь непредсказуемые последствия. Ведь перед перфомансом каждый участник настраивается на изменение судьбы, он как бы закидывает крючок в поток жизни. А ведь вытянуть можно что угодно и в корне поменять свое мировосприятие.
В 2002 году объединение «Чингисхан» при входе на выставку авторских работ в московском «Арт-Манеже» провела перфоманс, получивший название «Храм Омовения». Художники предлагали всем желающим омыть ноги. Про словам Байбурина, этот перфоманс был основан ритуалах многих мировых религий.
- В основе омовения ног лежит идея самоунижения, усмиряющая гордыню и возвышающая дух, - объясняет Байбурин.
Трудолюбивые уфимцы сидя на земле десять дней мыли нижние конечности посетителям по всем старозаветным канонам: под восточными шатром из старинных медных кумганов с искренней почтительностью.
Творцы завезли на выставку в больших количествах воду «Святой источник», однако даже не догадывались, в какие забрались мистические дебри.
- К вечеру мы приходили к себе в гостиничный номер донельзя вымотанными, будто грузили вагоны, - рассказывает Байбурин. - Потом один знакомый живописец сказал нам: «Что же вы наделали?! Ноги, по поверьям, являются зонами накапливаемых грехов. Совершая этот обряд, вы брали на себя чужие проблемы».
Акт единения
Группу «Чингисхан», образовавшуюся в Уфе ровно 17 лет назад, в 1990 году, некоторые критики называют чуть не буревестниками «культурной революции» в Башкирии. Разных по стилю художников, выходцев из культурного андеграунда, объединила общая концепция — стремление противопоставить искусство модернизма, открывшееся после падения «железного занавеса», официальной советской, безнадежно устаревшей модели искусства. Художники оказались едины в стремлении выразить национальную идею, в том числе через синтез тюркского и мусульманского менталитета, восточной философии с различными проявлениями модернизма.
«Чингисхан» отлично знают все российские искусствоведы, критики и почитатели современного искусства. Причина этой известности кроется в ряде уникальных проектов, реализованных группой в последние годы. Это создание ее участниками в собственноручно вырытом уфимском подвале музея современного искусства, многоэтапный проект «Сияние лун», а также проведенная на лоне башкирской природы серия перфомансов, самым впечатляющим из которых стал проект «Золотая Пайцза». На одном из таких выездных мероприятий в одном из дальних районов Башкирии переодевшиеся в воинов-кочевников Чингисхана участники действа сжигали, например, бутафорские гнезда-домики, тем самым символизируя отказ от материального, «оседлого» и раздавали всем сельчанам, пришедшим взглянуть на небывалый спектакль, плошки с кусочком большого очищающего огня.
- Каждый из нас подсознательно ждет чуда, крутого поворота событий, - говорит автор уникальных перфомансов Наиль Байбурин. – На хепенинге «Золотая Пайцза», зрители с замиранием сердца встретили появление древнего Всадника, поверив, что их жизнь и в самом деле изменится.
Любопытно, что в этом году в России действительно грянули перемены, и президентом страны стал Владимир Путин.
Но самый фееричный и отчасти скандальный перфоманс прошел в 1999 году в музее имени Нестерова. На открытии выставки художники собрали народ во дворе музея, куда торжественно вошли с шелковыми покрывалами. Из желтой будки вышли пять почти обнаженных прелестниц их омыли водой и завернули в ткани. Осыпаемые розовыми лепестками, девушки вошли по белой дорожке в музей.
- Перфоманс назывался «Принцесса Чингизхана», - комментирует Наиль Габдуллович. – Для этой цели мы нашли девиц легкого поведения, которые даже не подозревали о существовании музея. Но, что интересно: если сначала маргиналки согласились участвовать в этой акции со смешком и шуточками, то перед самим началом вдруг засмущались и попросили набедренные ткани.
После завершения перфоманса проститутки не стали даже пригублять шампанское на фуршете, сидели молча. Действо явно что-то перевернуло в их душах.
Когда в начале 90-х Олег Кулик вышел обнаженным на площадь с собачьим ошейником и стал бросаться на прохожих, в стране появилось это мудреное слово «перфоманс».
- Если в начале этого движения можно было просто шокировать публику, «поколобродить», то сейчас в основе представления должна лежать глубокая идея, - уверен Байбурин.
В Уфе существует голод на произведения уличного искусства
Официального музея современного искусства в Уфе нет, хотя его открытие с помощью меценатов или государства превратило бы столицу Башкирии в один из признанных региональных центров этого жанра — творческий потенциал местных художников это позволяет. Инвесторы пока не видят моментальной прибыли от поддержки арт-проектов.
Пока Байбурин и его перфомансы – то немногое, что могут увидеть «случайные» зрители, не имеющие отношения к искусству.
Даже «Парад коров» не является перфомансом в «чистом виде».
- В перфомансе заключена демонстрация концептуального искусства, здесь же проявление народного творчества без всяких интеллектуальных заморочек, - говорит Наиль Габдуллович. – Хотя я много слышал восхищенных отзывов от различных людей. Ведь подобные арт-объекты утепляют холодную атмосферу современных мегаполисов.
По мнению художника, Уфа не будет современным городом, пока ее улицы не украсят произведения арт-искусства, пусть даже такие, как раскрашенные известными людьми коровы.
- Памятники – это идеологические символы, а скульптуры местных художников могут нести эстетическую нагрузку. Такие объекты не только разнообразят уфимские улицы, но и сделают их «добрее», - уверен Наиль Габдуллович.
И действительно, Уфа ничем не хуже, например, Челябинска, где есть целая аллея скульптурных композиций из каслинского литья.
Одна из них – это футбольный мяч в кепке - портрет Лужкова, которую московский градоначальник считает одним из лучших своих изображений.
- Вот недавно на Советской площади Уфы появилась пчела – весьма новое слово в дизайне города, - говорит Наиль Байурин. - Заметно, что она притягивает горожан и гостей Уфы, около нее толпится народ, желающий сфотографироваться и просто рассмотреть большое насекомое. Во всем мире много подобных вещей, в Уфе, я считаю, чувствуется голод на них.
Кстати, уфимский градоначальник Павел Качкаев услышал призывы Наиля Байбурина и намерен объявить к празднованию следующего Дня города конкурс народного творчества именно на такие объекты. Произведения паблик-арта в Уфе в недалеком будущем появятся на улице Мустая Карима. Какими они будут, зависит от творческой активности уфимцев.
Фаина ПЕРОВСКАЯ.
ИЗ СЛОВАРЯ
Перформанс (от англ. рerformance – исполнение) - короткое представление, исполняемое одним или несколькими участниками в художественной галерее или в музее; или представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Акции перформанса заранее планируются и режиссируются. Перфомансами художники привлекают зрителей к своему творчеству.