Художник Наиль Байбурин: «Улицы Уфы должны украсить арт-скульптуры»

17 сентября 2007, 02:35
Этим летом в столице Башкирии прошла акция, которая не слишком активно освещалась в СМИ. Однако многие уфимцы, побывав в развлекательном комплексе «Мир», видели выставленные там скульптуры коров. Изваяния домашних животных имели самые немыслимые «прикиды» - здесь можно было увидеть буренку-рокершу и телочку, на которой часами можно было рассматривать карту мира и знакомиться с достопримечательностями самых известных городов планеты. «Парад коров» («Cow parade») проходит во многих странах, и в этом году добрался до Уфы. Рогатые фигуры, выполненные из огнеупорного стекловолокна, раскрасили на свой вкус такие известные персонажи, как Аскар Абдразаков, Алексей Селиверстов, Максим Чудов, Виталий Мухаметзянов, Азамат Альмухаметов, Лариса Гордеева и другие. Правда, знаменитостям, многие из которых никогда не держали в руках кисточки, помогали студенты худграфов. Все буренки получились на заглядение, а потом были проданы с аукциона, выручка которого отправилась на благотворительные цели. Именно потому что акция была благотворительной, она не получила широкого освещения в прессе. Любопытно, что руководителем этого проекта был художник Наиль Байбурин, прославившийся как режиссер оригинальных перфомансов. По мнению художника, «Парад коров» - проявление паблик-арта, которого так не хватает современной Уфе.

Акт омовения

Наиль Байбурин, недавно отметивший 52-летие, может представляться и как художник, и как сценограф, и как режиссер, и как драматург, поэт и писатель. Не слишком ли много ипостасей для одного человека?

- Я просто достиг полной открытости и максимально реализовал себя, - объясняет он.

Кстати, недавно Наиля ждали в Лондоне на фестивале перфомансов «Рашен акт», но из-за ухудшения отношений с Англией пришлось отложить поездку.

Окончив художественное отделение уфимского института искусств, Байбурин пришел в Башкирский государственный театр кукол трудиться главным художником, а вскоре стал его художественным руководителем. Кроме того, Наиль Габдуллович поставил на сцене кукольного театра множество спектаклей, принесших ему известность драматурга. Но особенную популярность, и не только в России г-н Байбурин получил, выступив автором и режиссером перфомансов творческого объединения «Чингисхан».

Многие уверены, что «чингисхановцы» завоевали славу концептуальных художников, а само творческое объединение стало символом нового башкирского искусства, исключительно благодаря перфомансам Байбурина. Перфомансы, к слову, группа начала проводить с 1997 года одной из первых в Урало-Поволжье.

- Перфоманс - это великая сила, основанная на реакции подсознательных мотивов человека, - разъясняет наш собеседник. – Это глубинные архетипичесике ритуалы. Например, для меня покачивание спиритического шарика экстрасенса и кадила батюшки – явления одного порядка. Само представление может иметь непредсказуемые последствия. Ведь перед перфомансом каждый участник настраивается на изменение судьбы, он как бы закидывает крючок в поток жизни. А ведь вытянуть можно что угодно и в корне поменять свое мировосприятие.

В 2002 году объединение «Чингисхан» при входе на выставку авторских работ в московском «Арт-Манеже» провела перфоманс, получивший название «Храм Омовения». Художники предлагали всем желающим омыть ноги. Про словам Байбурина, этот перфоманс был основан ритуалах многих мировых религий.

- В основе омовения ног лежит идея самоунижения, усмиряющая гордыню и возвышающая дух, - объясняет Байбурин.

Трудолюбивые уфимцы сидя на земле десять дней мыли нижние конечности посетителям по всем старозаветным канонам: под восточными шатром из старинных медных кумганов с искренней почтительностью.

Творцы завезли на выставку в больших количествах воду «Святой источник», однако даже не догадывались, в какие забрались мистические дебри.

- К вечеру мы приходили к себе в гостиничный номер донельзя вымотанными, будто грузили вагоны, - рассказывает Байбурин. - Потом один знакомый живописец сказал нам: «Что же вы наделали?! Ноги, по поверьям, являются зонами накапливаемых грехов. Совершая этот обряд, вы брали на себя чужие проблемы».

Акт единения

Группу «Чингисхан», образовавшуюся в Уфе ровно 17 лет назад, в 1990 году, некоторые критики называют чуть не буревестниками «культурной революции» в Башкирии. Разных по стилю художников, выходцев из культурного андеграунда, объединила общая концепция — стремление противопоставить искусство модернизма, открывшееся после падения «железного занавеса», официальной советской, безнадежно устаревшей модели искусства. Художники оказались едины в стремлении выразить национальную идею, в том числе через синтез тюркского и мусульманского менталитета, восточной философии с различными проявлениями модернизма.

«Чингисхан» отлично знают все российские искусствоведы, критики и почитатели современного искусства. Причина этой известности кроется в ряде уникальных проектов, реализованных группой в последние годы. Это создание ее участниками в собственноручно вырытом уфимском подвале музея современного искусства, многоэтапный проект «Сияние лун», а также проведенная на лоне башкирской природы серия перфомансов, самым впечатляющим из которых стал проект «Золотая Пайцза». На одном из таких выездных мероприятий в одном из дальних районов Башкирии переодевшиеся в воинов-кочевников Чингисхана участники действа сжигали, например, бутафорские гнезда-домики, тем самым символизируя отказ от материального, «оседлого» и раздавали всем сельчанам, пришедшим взглянуть на небывалый спектакль, плошки с кусочком большого очищающего огня.

- Каждый из нас подсознательно ждет чуда, крутого поворота событий, - говорит автор уникальных перфомансов Наиль Байбурин. – На хепенинге «Золотая Пайцза», зрители с замиранием сердца встретили появление древнего Всадника, поверив, что их жизнь и в самом деле изменится.

Любопытно, что в этом году в России действительно грянули перемены, и президентом страны стал Владимир Путин.

Но самый фееричный и отчасти скандальный перфоманс прошел в 1999 году в музее имени Нестерова. На открытии выставки художники собрали народ во дворе музея, куда торжественно вошли с шелковыми покрывалами. Из желтой будки вышли пять почти обнаженных прелестниц их омыли водой и завернули в ткани. Осыпаемые розовыми лепестками, девушки вошли по белой дорожке в музей.

- Перфоманс назывался «Принцесса Чингизхана», - комментирует Наиль Габдуллович. – Для этой цели мы нашли девиц легкого поведения, которые даже не подозревали о существовании музея. Но, что интересно: если сначала маргиналки согласились участвовать в этой акции со смешком и шуточками, то перед самим началом вдруг засмущались и попросили набедренные ткани.

После завершения перфоманса проститутки не стали даже пригублять шампанское на фуршете, сидели молча. Действо явно что-то перевернуло в их душах.

Когда в начале 90-х Олег Кулик вышел обнаженным на площадь с собачьим ошейником и стал бросаться на прохожих, в стране появилось это мудреное слово «перфоманс».

- Если в начале этого движения можно было просто шокировать публику, «поколобродить», то сейчас в основе представления должна лежать глубокая идея, - уверен Байбурин.

В Уфе существует голод на произведения уличного искусства

Официального музея современного искусства в Уфе нет, хотя его открытие с помощью меценатов или государства превратило бы столицу Башкирии в один из признанных региональных центров этого жанра — творческий потенциал местных художников это позволяет. Инвесторы пока не видят моментальной прибыли от поддержки арт-проектов.

Пока Байбурин и его перфомансы – то немногое, что могут увидеть «случайные» зрители, не имеющие отношения к искусству.

Даже «Парад коров» не является перфомансом в «чистом виде».

- В перфомансе заключена демонстрация концептуального искусства, здесь же проявление народного творчества без всяких интеллектуальных заморочек, - говорит Наиль Габдуллович. – Хотя я много слышал восхищенных отзывов от различных людей. Ведь подобные арт-объекты утепляют холодную атмосферу современных мегаполисов.

По мнению художника, Уфа не будет современным городом, пока ее улицы не украсят произведения арт-искусства, пусть даже такие, как раскрашенные известными людьми коровы.

- Памятники – это идеологические символы, а скульптуры местных художников могут нести эстетическую нагрузку. Такие объекты не только разнообразят уфимские улицы, но и сделают их «добрее», - уверен Наиль Габдуллович.

И действительно, Уфа ничем не хуже, например, Челябинска, где есть целая аллея скульптурных композиций из каслинского литья.

Одна из них – это футбольный мяч в кепке - портрет Лужкова, которую московский градоначальник считает одним из лучших своих изображений.

- Вот недавно на Советской площади Уфы появилась пчела – весьма новое слово в дизайне города, - говорит Наиль Байурин. - Заметно, что она притягивает горожан и гостей Уфы, около нее толпится народ, желающий сфотографироваться и просто рассмотреть большое насекомое. Во всем мире много подобных вещей, в Уфе, я считаю, чувствуется голод на них.

Кстати, уфимский градоначальник Павел Качкаев услышал призывы Наиля Байбурина и намерен объявить к празднованию следующего Дня города конкурс народного творчества именно на такие объекты. Произведения паблик-арта в Уфе в недалеком будущем появятся на улице Мустая Карима. Какими они будут, зависит от творческой активности уфимцев.

Фаина ПЕРОВСКАЯ.

ИЗ СЛОВАРЯ

Перформанс (от англ. рerformance – исполнение) - короткое представление, исполняемое одним или несколькими участниками в художественной галерее или в музее; или представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Акции перформанса заранее планируются и режиссируются. Перфомансами художники привлекают зрителей к своему творчеству.

#Культура #Новости
Подпишитесь