Posted 2 мая 2006, 19:09

Published 2 мая 2006, 19:09

Modified 10 ноября 2022, 19:09

Updated 10 ноября 2022, 19:09

Рок-концерт для тысячи снобов. Уфа получила прививку электросветом

2 мая 2006, 19:09
Как говаривал мой старик, если хочешь выглядеть интеллектуалом, подчеркивай невзначай, что предпочитаешь группы, желательно британские, названия которых состоят не меньше, чем из трех слов: Creedence Clearwater Revival, Emerson, Lake and Palmer, Alan Parsons project и Electric Light Orchestra…Последняя в этом списке группа, которая является прародителем моего любимого арт– или прогрессив-рока, заехала в наш любимый город почти оригинальным составом.
После ряда публикаций и обсуждений в уфимских форумах о брутально-снобистких нравах местной охранки, в заведение, где они выступали, идти не особо хотелось. Однако E.L.O. есть E.L.O., решил я и вырядился на всякий случай аж в костюм-галстук, чтобы никто не смог испортить настроение перед общением с волшебными семидесятыми годами, прямо из первого ряда. Честно говоря, этот самый "Оркестр электросвета" не является группой номер один в моем личном хит-параде, однако слушать их всегда приятно, старички они грамотные, потому сходить на них ну не впадло, а не сходить — жалко. Особенно с учетом того, что большинство музыкантов несколько старше моих родителей, дай Бог им всем отменного здоровья и многих лет жизни. Это уж, по крайней мере, получше, чем "Rainbow" двадцать пятого состава, который заскакивал в Уфу пару лет назад. E.L.O. в данном случае можно использовать как метроном или палочку для прочистки ушей от аудиогрязи, которая льётся изо всех бытовых приборов.Сообщим сразу — басисту-фронтмену Келли Грукату раскачать уфимскую публику на подпевание основных хитов так и не удалось. Даже когда клавишник Эрик Тройер зарядил арт-рок-версию битловского "Twist and Shout", мы, интеллектуалы и полиглоты, так и не вышли из состояния умной и любящей овчарки: все понимаем, но сказать ничего не можем. Видимо, поэтому бритый наголо басист-вокалист в джинсах их кожи ската время от времени удостоверялся, не мертвецы ли сидят перед ним, и задавал вопросы, действительно ли мы проводим в этом зале "хорошее время" — "Do you having a good time?". Сейчас даже не особо верится, что, когда у нас расцветали вокально-инструментальные убожества в белых клешах и с отвисшими усами, арт-рок-группы на Западе собирали стадионы. И это те самые плодотворные семидесятые, когда параллельно буйствовал панк-рок, доклеивали ласты из-за передозов психоделисты "поколения Вудсток", вылезали в очередной раз на широкую публику афроамериканцы со своим фанком.Как водится, концерт начался с опозданием, на радость барменам, у которых удалось выпросить в режиме жестокой конкуренции пару дринков чешского абсента, для расширения сознания и более полной телепортации на 25 лет назад. Этих 40 минут почти неподвижного стояния в предбаннике хватило для того, чтобы разглядеть почти всех уфимских интеллектуалов. Самой приятной неожиданностью, так сказать, настоящим когнитивным диссонансом, было встретить среди поклонников арт-рока офицеров личной боди-гвардии Муртазы Рахимова. Здесь же были небольшие, человек по семь-восемь, стайки девиц-принцеискательниц лет 28-35, а вот грымз искусствоведческого вида, которых сейчас можно вычленить по суперкороткой, как у Амели, челке, пончо и узеньким очочкам в роговой оправе, наблюдался как раз дефицит. Хватало и загорелой гламурненькой молодежи из детей нефтесосателей, судя по дорогущим часикам и костюмчикам, присутствовали и сами, как у нас говорят, "давальцы". Явных ахтунг-меньшинств, которых, по слухам, в Уфе немало, глазом вычленить не удалось, кому интересно, подождите концерта г-на Моисеева или Бутч. Плохо была представлена партсовхозноменклатура, на новое поколение которой я немного рассчитывал в смысле продвинутых музыкальных пристрастий. Были, естественно, и олдовые рок-н-ролльщики, и организаторы уфимского шоу-бизнеса, и свой брат журналист. В общем, публика в целом вызывала симпатию, смешанное чувство академичной брутальности с учетом совокупного возраста чуть "за тридцать". Главных героев, фанатов самого E.L.O. удалось насчитать такое количество, что для пересчета хватило бы двух пальцев одной руки.Теперь о самом концерте. На сцене было пять музыкантов с годами рождения в начале сороковых, отличный ударник лет 30-ти Гордон Тауншенд и молодой парень-звукач лет 25-ти с вечной бутылкой какого-то "овипа" в руках. Главный человек, как его представили, фактический дирижер и хранитель характерного саунда E.L.O. Лу Кларк, поднял голову лишь раз из-за своих "оркестровых клавишных", заваленных настоящими партитурами (!), чтобы представить "лучших в мире музыкантов". Обычного соло-представления, когда каждый выкаблучивается на сцене как может, чтобы заявить о себе, здесь не было, да и не требовалось. Вместо струнно-смычковой секции, которая раньше состояла из виолончелей, выступал "человек с голубой электроскрипкой" Мик Камински. Он был представлен как лучшая рок-н-ролльная скрипка мира, и сомнений в этом не было никаких. Еще одни клавишные+подпевки — Эрик Тройер, выползал с ритм-гитарой на фронт-линию сцены разок, чтобы сбацать "настоящий громкий рок-н-ролл", который должен был, по неосуществленному замыслу басиста Келли, поднять весь зал в танце. И отдельное спасибо господину Хаксли, который играл на соло-гитаре неустановленного производителя очень душевно, хотя и без искусственного надрыва.Глупо, конечно, рассказывать о самой музыке с помощью букв, тем более, не имея музыкальной грамоты, как, впрочем, я уверен, и 95 процентов читателей этих строк. Хочется только отметить, что, "оркестровость" этой музыки проявляется, в первую очередь, в сыгранности самого исполнения. То есть, не просто никто из музыкантов не запаздывает и не забегает, не лупит мимо, но звука добиваются ровного, без пустот, дыр и провалов. Никто, как это бывает у молодых гениев шоу-бизнеса, не выпирает из общего звучания ансамбля в угоду личным амбициям. Люди играют больше 30 лет, разменяли седьмой десяток. Профи есть профи. Саунд есть саунд. Он здесь сохранен — потому споры о том, является ли состав группы без отца-основателя знаменитого Джеффа Линна и ударника Бева Бевана оригинальным, прошу прекратить. Главная эмоция оркестра электрического света — теплое, доброе и светлое, почти религиозное ощущение струилось со сцены мягко, устойчиво и ровно во все без исключения моменты выступления, которое продолжалось почти полтора часа. Многие из интеллектуалов, пришедших на концерт "И-Эл-Оу" (не нужно кричать в зале "ЭЛЛО!", дорогие соотечественники из второго ряда), знают группу по композиции "Билет на Луну", вошедшую по странной прихоти составителей в многочисленные сборники романтических mp3-баллад. Сами музыканты считают, что они известны другой балладой — "Телефонная Линия", которую исполнили якобы на потребу залу. Хотя "Ticket To The Moon", как признался вокалист, была разучена этим составом специально для тура по России. Для тех, кто любит сравнения, скажем, что E.L.O. поет такими же высокими голосами, как Bee Gees, чуть помягче и "побитловее", чем ELP или Procol Harum, в общем, слушайте сами.Кто хотел плясать под арт-рок, плясали в проходах и по бокам, в партере была организована продажа напитков, что некоторым образом отразилось на состоянии зрителей, которые выползли к сцене ближе к концу. Про девиц, которые способны, я уверен, одинаково успешно танцевать и под "Коррозию металла", и под Фидана Гафарова, и под "Арт оф Нойз", речи не идет. Настоящим фанатам группы, которые ухитрялись в плясе брать автографы прямо по ходу выступления, было ну никак не меньше 45 лет. Одному дядьке досталась даже барабанная палочка. Охрана, кстати, не свирепствовала, несмотря на опасения и нагнетание контртеррористической тревожности в башкирской столице в последние дни.Шамиль ВАЛЕЕВ.
Подпишитесь