Posted 14 июля 2016,, 14:52

Published 14 июля 2016,, 14:52

Modified 10 ноября 2022,, 18:36

Updated 10 ноября 2022,, 18:36

Башкирии в сфере туризма не хватает грамотного и современного пиара

14 июля 2016, 14:52
Мнение журналиста издания National Geographic Россия Анастасии Клеповой.

Медиакорсеть продолжает серию публикаций, посвященных развитию внутреннего туризма . Свое мнение для Медиакорсети высказала журналист издания National Geographic Россия Анастасия Клепова. Она объездила 33 региона страны. Мы попросили Анастасию высказать свое мнение о потенциале Башкирии для внутреннего туризма. Насколько привлекателен наш регион, и чего в нем не хватает для стимулирования роста туристов? И какой из российских регионов, в которых вы побывали, вам больше всего понравился и почему? Такие вопросы мы задали нащему эксперту.

- В моём идеальном иллюзорном мире Капова пещера должна быть второй после мёда ассоциацией с Башкирией. Но это далеко не так: очень редкий и крайне образованный или погруженный в тему россиянин о ней слышал. Посоветовать тут могу вот что: создавать инфоповоды и приглашать лучших блогеров (блогеры даже эффективнее журналистов) в гости.
Потенциал у Башкирии просто великий: тут место столкновения двух религиозных культур, уникальные природные объекты, национальная кухня. Даже интересно, какое количество туристов регион принимает в год? Думаю, несоизмеримо малое по сравнению с богатствами местности. Так сейчас везде, что, конечно, местную власть успокаивает. Но это не повод игнорировать проблему.

- Не хватает грамотного и современного пиара. Не хватает предпринимателей-перфекционистов в сфере услуг (многие делают всё тяп-ляп: еду готовят не чтоб вкусно, а чтоб сэкономить, отели строят «из картона» в погоне за дешевизной). Не хватает умения форсировать популярность стихийно возникших достопримечательностей. Например, людей-достопримечательностей. Повсюду есть самородки, интересные люди, одержимые странными и захватывающими идеями. Таков, скажем, был пенсионер Мулярчик в Лебедяни Липецкой области, он копал своё собственное метро в течение 20 лет. Можно было включать его метро в туристические маршруты, использовать его идею в деле продвижения туризма, потому что это смогло бы привлечь молодую, ищущую экзотики и оксюморонов аудиторию. Однако к деду ездили только бэкпекеры (туристы, которые путешествуют самостоятельно – прим. ред.) прочитав отзывы на узконаправленных сайтах. Мулярчик умер, а его дочь засыпала «метро» песком, чтобы любопытствующие путешественники перестали приезжать.

Вот почему среднестатистический житель России не хочет ехать в Башкирию? Потому что он про неё ничего не знает, совсем нет в его информационном поле башкирских новостей со знаком плюс. Приморскому сафари-парку повезло: там возникла удивительная дружба козла и тигра. Но таких событий, которые сами себя раскручивают, в реальности очень мало. Поэтому задача PR-служб разных уровней в туристической сфере Башкирии сейчас такова: постоянно придумывать инфоповоды, чтобы чаще попадать в СМИ и блоги. Это должны быть не дежурные инфоповоды, вроде дня города, проведения соревнований или открытия нового курорта, а буквально кипящие. Как на войне, здесь все средства хороши: и смешные вирусные видео, и помощь в создании чего-то грандиозного чудакам-умельцам, и генерирование тем для репортажей ведущих СМИ.



- Также в деле узнаваемости региона многое решает его бренд. Бренд – это то, что легко «поселит» регион в головы людей, мгновенно вызовет цепь положительных ассоциаций, рано или поздно толкнёт купить билет на самолёт и приехать в гости. У Башкирии с брендингом не всё ок.

Безусловно, важнейшим и первым элементом в деле раскачки туризма являются фестивали. Я сейчас посмотрела в интернете список проводимых в Башкирии фестивалей. Неутешительно! Всё государственное, ни одной частной инициативы. Хорошо бы поддерживать грантами самобытные сельские, да и столичные фестивали. Создать событие – самый верный способ заинтересовать и привлечь туриста, чтобы он потом ещё что-то посмотрел.

Проблема отсутствия конкуренции в сфере услуг (один отель на город, одно кафе на село) делает качество предоставляемых услуг катастрофически низким. Ведь, когда нет альтернатив дорогущему мотелю с клопами, нечего и стараться: людям всё равно нужно где-то остановиться. А конкуренции-то нет из-за отсутствия туристов. Получается замкнутый круг: люди не едут, потому что нет инфраструктуры, а нет инфраструктуры, потому что люди не едут. Кто-то должен начинать выходить из этого круга. Так, некоторые прогрессивные туроператоры уже делают это: везут самых прогрессивных туристов по неприспособленным к туризму местам, потому что ведь есть же на что посмотреть! Но одними только силами чокнутых туроператоров не справиться, регион сам должен возжелать.

- Что касается вопроса о регионах, которые мне больше всего понравились, то я долго думала. Обычно мне нравятся очень локальные вещи: усадьба, любопытный местный житель, вид на русский простор. Нелегко сопоставить концентрацию всего подобного в каждом регионе и понять, где больше любимого собрано.
Всё-таки отдаю голос Ивановской области. Причины две: Палех и Плёс. В Палехе – старинном и по-хорошему захолустном посёлке – каждый десятый житель – художник. Там после Октябрьской революции произошло переложение их удивительной иконописной техники на украшение бытовых предметов. Художникам удалось оставить стилистику письма, уйдя из религиозных сюжетов в сказочные. Промысел жив до сих пор. Есть в Палехе и сообщество пассионариев, и самобытный камерный фестиваль «Яблочный спас», и деревянный дом культуры с колоннами. Я приезжала туда на два дня прошлым летом. Пришлось поселиться в бане, потому что в местной гостинице всего 7 номеров, и все заняты. Баня та сделана в крыле длинного ангара, всё остальное пространство которого – гараж с автобусом внутри. Никогда раньше моим соседом не бывал автобус!

А Плёс – это сказочный город на Волге, у которого получилось. Получилось сделать единый и цельный туристический бренд, создать достойную инфраструктуру и превратиться в Мекку для небедных и продвинутых путешественников. Всем бы такого счастья.

"