Posted 6 октября 2022, 15:06

Published 6 октября 2022, 15:06

Modified 21 октября 2022, 16:23

Updated 21 октября 2022, 16:23

Какой алкоголь будут пить россияне и сколько за это заплатят

Какой алкоголь будут пить россияне и сколько за это заплатят

6 октября 2022, 15:06
Фото: 1MI.
В России в последние годы стабильно растет спрос на алкогольную продукцию и многолетний тренд на сокращение потребления горячительных напитков прерван, сообщают «Новые извести».

Рынок алкогольной продукции в 2021 года вырос на 7,6%, а за 8 месяцев 2022 года рост продажи напитков крепче 9 градусов вырос на 8,4%. Как сообщают «Новые известия», выросла реализация водки, ликерных и игристых вин. К слову, продажи на слабоалкогольные напитки выросли и вовсе на 66,6%.

Тем не менее вопрос ассортимента в алкогольных отделах стоит и спустя 4 месяца после старта программы параллельного импорта. В частности, из-за антироссийских санкций импортной продукции в магазинах стало меньше, по данным Ассоциации компаний розничной торговли поставки настоящего шампанского полностью прекращены, поставки виски сократились на 70%, французского коньяка и пива — на 60%. Тем временем, как уже отмечалось, спрос на алкоголь только растет.

Надежды в данном случае возлагаются на «параллельный импорт» — поставка продукции без разрешения правообладателя, а проще говоря поставки продукции, купленной у некоторых неизвестных посредников. Так, председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев уверен, что без параллельного импорта страна наполнится неизвестным контрафактом — спрос в любом случае должен быть удовлетворён. Он также уверен, что оперативно наладить российское производство виски, коньяка, джина и текилы в необходимых объемах сейчас невозможно из-за нехватки импортного сырья, производственного оборудования и технологий, а также объективных логистических сложностей.

А вот директор по развитию компании LADOGA (импортёр и дистрибьютор) Дмитрий Исаченков имеет противоположное мнение и считает, что есть масса достойных альтернатив.

- Некоторые принадлежащие международным компаниям бренды действительно занимали существенную долю рынка. В основном речь об игристых винах Шампани, французском коньяке и шотландском виски. Однако уже сейчас есть интересные напитки в этих и пограничных категориях, в том числе российского производства. Ушедшие бренды Шампани в некоторой части смогут заменить менее политически мотивированные поставщики из этого региона. Кроме того, в той же Франции можно обратиться к креману и бланкету, в Испании — к каве, а в Австрии — к зекту. Все они сделаны по той же технологии, что и вина Шампани, но в других винодельческих регионах и являются более доступными по цене. Они продолжают поступать на рынок. Среди российских производителей некоторые тоже используют классический метод — такие вина есть у «Кубань-вино», «Новый свет», «Усадьба Дивноморское» и других виноделен.

К тому же Исаченков считает, что импорт игристых вин из Шампани полностью не прекратился. В частности, он заявляет, что их компания уже заключила контракты с 3 новыми поставщиками, в результате чего будет ввезено 80 000 бутылок до конца года.

Качество под вопросом

В случае, если спорт разрешится в пользу параллельного импорта, то встает вопрос, что именно будет вводиться в Россию. Ведь подделкой дорогих напитков занимаются не только у нас, а система ЕГАИС, которая должна отслеживать происхождение продукции работает не всегда.

В том, что ЕГАИС не защитит от продукции неопределенного качества уверена и соосновательница цифровой платформы для бизнеса Digital VED Анна Фомичева.

- Сам по себе ЕГАИС не решает проблему качества алкогольной продукции, а фальсификат — это не только подделка бренда, но и заявление недостоверных качественных, количественных характеристик, поэтому надеяться в этом вопросе только на ЕГАИС не стоит.

Между тем, Игорь Караваев придерживается противоположной точки зрения, в частности, он полагает, что без возможности легальных поставок увеличится объём совсем неконтролируемый поток «серого» импорта. А в случае легализации параллельного импорта стабильное качество продукции будут обеспечивать хотя бы крупные торговые сети, которым игры с откровенными подделками совсем не выгодны.

Импортозамещение

Может ли запрет на параллельный импорт алкоголя позволит отечественным предприятиям создать свою замену для Hennessy, Moet, Olmeca и других напитков? Увы, но и здесь нет единого мнения. Так, генеральный директор экспортного агентства Weconn, эксперт ВЭД Наталья Проказова поддерживает политику протекционизма. Она считает, что уход иностранных производителей является точкой роста для отечественных компаний. В частности, у них, по ее мнению, появилась возможность подумать над наращиванием объемов, вариативности и качества продукции. А восполнить пробелы там, где продукции недостаточно, поможет параллельный импорт.

Но Анна Фомичёва указывает на то, что российские и зарубежные компании часто занимают разные непересекающиеся рыночные ниши.

- Отечественные и иностранные производители преимущественно занимают разные ниши на алкогольном рынке. Пока не ясна реакция бизнеса на отсутствие премиальных брендов. Если наши производители будут пытаться копировать ушедшие модели и не вкладывать в создание уникальности своего продукта — ничего хорошего из этого не выйдет, если же перестроятся и будут создавать собственную линейку — это достаточно хорошая перспектива.

Старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики университета «Синергия» Юлия Тулупникова тоже отмечает, что по ряду позиций, где это было возможно, импортозамещение уже произошло.

- Такие крепкие напитки, как джин, виски и ром, относительно успешно производятся и в России; к тому же их завозят к нам из дружественных стран вроде Белоруссии, Кубы, Индии. Преобладающая часть виски разливается у нас (больше 60% по объему), а именно Bell’s, Black & White, White Horse и всякие частные торговые марки.

Что говорит правительство

Минпромторг, который отвечает за разрешение параллельного импорта, пока сам не может однозначно определиться со своей позицией. В мае ведомство отказалось включать алкоголь в список допущенной к параллельному импорту продукции из-за позиции Минсельхоза, который опасается увеличения потока контрафакта из-за «сложности с идентификацией правообладателя». Но в сентябре на форуме Innofood глава Минпромторга Денис Мантуров призвал легализовать параллельный импорт, чтобы к Новому Году полки магазинов не были пустыми. Также он отметил, что этот вопрос должен быть решён до конца сентября. Но уже октябрь, а решения всё нет.

Против параллельного импорта из-за риска ввоза контрафакта выступает и Минфин. По информации от источников «Интерфакса», Росалкогольрегулирование предлагает решить проблему созданием единого оператора параллельного импорта алкоголя. Такими полномочиями могут наделить ФКП «Союзплодимпорт». В этом случае госкомпания получит немалый куш и сможет устанавливать свою наценку. Но никакой официальной информации по этому предложению нет.

Пока ясно одно: в ближайшее время разрешения параллельного импорта алкоголя можно не ждать. Слишком много противоречий и среди участников рынка, и в правительстве. Принятие решения наверняка затянется на долгие месяцы. Не стоит рассчитывать, что к Новому году в магазины поступят привычные напитки — ищите альтернативу. Разве что на фронтовых 100 граммах перипетии параллельного импорта не скажутся — в окопах будут пить не текилу и не французское шампанское. А производство водки в России за январь–август 2022 года выросло на 9,2% — до 500 млн л. Кому нужны теперь ваши претензии на изыски из Шампани?

Подпишитесь