Posted 6 апреля 2022, 01:15
Published 6 апреля 2022, 01:15
Modified 17 октября 2022, 22:35
Updated 17 октября 2022, 22:35
На прошлой неделе пивоваренный концерн Heineken заявил о начале поисков управляющей компании для бизнеса в России. В официальном заявлении на сайте компании говорится, что концерн больше не считает, что развиваемый на территории нашей страны бизнес будет устойчивым и жизнеспособным. При этом компания передаст свои предприятия (всего в России их восемь, в том числе — стерлитамакский завод «Шихан») новому владельцу в полном соответствии с местным и международным законодательством. При этом Heineken не рассчитывает на прибыль от продажи бизнеса. Там считают, что в результате перехода прав получат убытки в размере порядка 0,4 млрд евро.
На сегодня все предприятия концерна продолжают работать — это необходимо в интересах их сотрудников, а также для минимизации риска национализации заводов. В течение переходного периода компания продолжит выплачивать зарплату работникам из России — вознаграждение за свой труд будут получать порядка 1800 человек до конца 2022 года. После владельцы бизнеса постараются обеспечить их трудоустройство. В Heineken также заявили, что после передачи бизнеса пивоваренный концерн больше никогда не вернется в Россию. К настоящему времени компания не сообщила о том, что новый собственник найден.
В Ассоциации производителей пива (АПП), куда входит ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен», отказались комментировать действия компании. Что касается отрасли в целом, то с введением санкций в АПП усматривают определенные риски для отечественного пивоварения.
«Одним из основных преимуществ отечественного пивоварения остается то, что цепочки поставок компаний в большей степени локализованы. Впрочем, значительная доля хмеля и оборудования производится за рубежом, что в условиях санкций создает определенные риски для отрасли. Например, в ситуации введения обязательной маркировки – для реализации проекта необходимо импортное оборудование», - сообщили Mkset в ассоциации.
Другими факторами, которые могут оказать негативное влияние на отрасль, станут высокая инфляция, нарушение логистических цепочек и рост цен на сырье и материалы. Для стабилизации ключевое значение сыграет поддержка отрасли со стороны государства и смягчение регулирования, считают в АПП. Там подчеркнули, что входящие в ассоциацию пивоваренные компании являются крупнейшими налогоплательщиками и системообразующими предприятиями в регионах страны.
История пивоварения в Стерлитамаке началась еще в 1884 году — так считают жители самого города. Построенный там завод принадлежал местному купцу Сергею Дезорцеву. Помня об этой дате, отмечаемый в 2014 году в городе фестиваль «День пивовара» связали со 130-летием пивоварения. Тогда также заодно отпраздновали и 30-летие современного предприятия и 10-летие его вхождения в Heineken. Фестиваль в Стерлитамаке был регулярным, на него приглашали звезд, вход на мероприятие был свободен лишь для совершеннолетних по билетам.
После революции предприятие национализировали. Сначала там производили безалкогольные напитки, к концу 1930-х годов здание стали использовать не по назначению. Но в 1939 году производство пива решили восстановить. Потом, в 50-е годы, предприятие реконструировали, возводили новые помещения. Новый этап развития производства начался в 1980-е годы.
В 1984 году завод запустил новую линию розлива напитка на чешском оборудовании. Первыми марками пива стали «Жигулевское» и «Ячменный колос», затем начали выпускать «Славянское», «Бархатное», «Мартовское» и другие. Однако наиболее интересными стали сорта, разработанные технологами предприятия.
Собственные марки завод начал выпускать в 90-е. «Шихан» (названо в честь останцев кораллового рифа — одноименных гор под Стерлитамаком - прим.ред.), «Седой Урал» и «Соляная пристань» создавали здесь, на заводе, по оригинальной рецептуре. Судя по результатам недолгого поиска в интернете по ключевым фразам, эти сорта полюбились многим, а вкус "Соляной пристани" пытаются сейчас повторить умельцы, которые варят пиво в домашних условиях - и причем довольно успешно. Но флагманским брендом завода, конечно, стал «Шихан». Этикетка и логотип пережили не менее 20 трансформаций, а название писали даже латиницей.
Напитки со сложным вкусом и характером качественно отличались от альтернативного импортного пива в жестяных банках. Многие местные любители пива считают большой потерей, что-то самое пиво, с горчинкой и оригинальным послевкусием, ныне утрачено. Кстати, на Гостином дворе в Уфе долгое время висел плакат с фотографией, на которой запечатлены молодой президент России Владимир Путин и первый президент Башкирии Муртаза Рахимов. В руках у них — пластиковые стаканы с тем самым пивом «Шихан» (сейчас изображение людей с пивом могли бы признать нарушением законодательства). Фотоснимок был сделан во время визита Владимира Путина в Башкирию. Баннер провисел на этом месте довольно продолжительное время, после его заменили на другой, с двумя президентами, но уже без напитка.
Кроме того, стерлитамакское предприятие производило лимонад под названием «Шихан» — по мнению многих жителей региона, один из самых вкусных на рынке.
В состав нидерландского концерна Heineken стерлитамакский завод вошел в августе 2004 года. Ныне это — одно из наиболее крупных предприятий отрасли в годовой мощностью 2,2 млн гектолитров. Завод управляется ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» (ОПХ), которая зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 1998 году. Основной вид деятельности управляющей ими компании — производство пива. Как следует из данных системы «СПАРК», 2020 год ОПХ закончили с убытком 1,8 млрд рублей при выручке 32,8 млрд. Прошедший год был для компании более успешным, и ей удалось выйти на чистую прибыль в размере 879 млн рублей, выручку она нарастила до 36,9 млрд рублей.