Posted 18 мая 2008, 20:33
Published 18 мая 2008, 20:33
Modified 10 ноября 2022, 19:03
Updated 10 ноября 2022, 19:03
- С русским зрителем у меня какой-то особенный роман, который уж если состоялся, то на долгие годы. Слушатели прекрасно помнят все мои успехи и всегда ждут чего-то нового. Так что основная сложность заключается в том, чтобы удивить россиян интерпретацией и репертуаром. Именно поэтому любой концерт на российской земле для меня архиважен. Российский тур устраиваю себе каждый год и в каждом городе играю абсолютно разные программы. Люблю такой экстремальный график – он позволяет держать себя в хорошей форме. Затем выступаю в Москве и уезжаю в месячный тур по Америке. Для меня российские концерты – это некая закалка перед западными гастролями, потому что после нашей публики нигде не страшно играть.
«В Москву я переехал благодаря «Спартаку»
- В детстве вы с удовольствием музыкой занимались?
- Я не любил играть гаммы и по сей день считаю это не нужным и бесполезным занятием для музыканта. Я был совершенно нормальным и приземленным ребенком – любил играть и в хоккей, и в футбол, и дрался, и ломал руки. Несмотря на то, что считался у себя в Иркутске вундеркиндом. Детей и раньше и сейчас заставляют заниматься музыкой из-под палки, потому что у нормального подростка совершенно другие интересы и желания. Понятия не имею, как воспитать вундеркинда, но предостеречь могу. Считаю, что одаренного ребенка нужно раскрывать постепенно, не перегибая палку. Если таланта нет, то нельзя заставлять ребенка что-то делать насильно - это может привести к трагедии.
- Что помогло вам получить мировую известность?
- В первую очередь благодаря родителям, которые приняли волевое решение ради меня переехать в Москву. Они были не последними людьми в городе – вся музыкальная жизнь Иркутска держалась на них. Когда я уезжал, бабушка продала свою квартиру и вручила все вырученные за нее деньги – 25 тысяч долларов. Можно сказать, что прославиться мне помог семейный фанатизм. Я же на тот момент не знал, чем все закончится, и совсем не хотел уезжать из своего родного Иркутска, желал остаться со своими ребятами. Но родители, зная мои слабые места, заставили меня захотеть уехать в столицу хитростью. Отец спросил: «Неужели ты не хочешь смотреть матчи своего любимого «Спартака» вживую?». Это было решающим аргументом.
- Вас не тяготит внимание прессы, поклонников?
- Я понимаю, что многие хотят получить от меня новую информацию. Имею свой абонемент в филармонию, встречаюсь с фан-клубами, причем не только российскими. Конечно, иногда бывает очень тяжело - ты перелетаешь с континента на континент, меняется климат… Иногда я встречаю своих поклонников в разных странах мира. Раньше, например, за мной всегда ездили три японки. Где бы я ни был, они появлялись на концерте. Но они не были сумасшедшими фанатками. Я с ними постоянно общался – очень сдержанные и интеллигентные девушки.
«Уфимские зрители имеют культурные корни»
- Для вас имеет большое значение, где и на чем играть?
- Я придерживаюсь мнения Святослава Рихтера, который говорил, что не бывает плохих роялей и залов, а бывают плохие исполнители. Стараюсь играть на любых роялях и по возможности выдавать лучшую игру. В Уфе неплохой инструмент, но он совершенно новый, на нем еще никто не играл. А рояль все-таки должен быть разыгран… Но это не составляет большой трудности. А вот в зале есть некоторые проблемы, но, правда, их тоже можно решить. В концертном зале «Конгресс-холла» необходимо поставить деревянный отражатель и убрать ковролин, тогда акустика значительно улучшится. А пока зал скорее подходит для конференций, но не для концертов.
- Вы уже в четвертый раз выступаете в Уфе…
- Впервые побывал в вашем городе еще в студенческие годы – выступал в театре оперы и балета. Позже приезжал со Спиваковым и со своей сольной программой. Я очень люблю Уфу. Она колоритная и своеобразная. И народ здесь живет необычный, чувствуются культурные корни. Когда артист выходит на сцену, сразу же понимает энергетику зала. Так вот когда выступаешь в Уфе, понимаешь, что здесь люди с интересом ждут чего-то нового. Вообще в России сейчас возобновляется пора активной концертной жизни. Конечно, я имею в виду классику, ни в коем случае не попсу.
«Китайцы переманили всех наших пианистов»
- У вас такое негативное отношение к попсе…
- Попсу я вообще не могу назвать музыкой. Классика – единственная отдушина на фоне всего того ужаса, который сейчас звучит. Глубоко убежден, что классическая музыка способна излечивать человека. Знаете, я ощущаю тоску по 60-м годам. И хоть сам не жил в то время, но состояние некой оттепели мне близко. Именно в то время раскрылись возможности для поэзии, кино, театра. И мне кажется, сейчас как раз такой период, когда все это можно повторить. Для меня очень важно, чтобы следующее поколение не росло на американских стандартах, а понимало и ценило все родное, наши истоки. Считаю позором то, что о российских гастролях Мадонны трубят по всем каналам и делают из этого новость номер один. В стране, где жили Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков подавать такое событие как сенсацию нельзя. Да, девушка профессионал, нормально к ней отношусь, но все-таки Россия - другая страна, здесь не должно быть подобного.
- Как вы относитесь к тому, что шоу-бизнес входит в мир классической музыки?
- Шоу-бизнес - как я не приемлю это слово! Но коммерческая составляющая вошла в классическую музыку еще в начале века. Конечно же, не правильно. Слова «пиар», «раскрутка» «промоушен» также стали неотъемлемой частью классической музыки и это ужасно. Ни один продюсер или менеджер никогда не будет вкладывать деньги в молодого солиста, потому что это нерентабельно. Из-за этого масса талантливых людей осталась невостребованными. Надо с этим бороться и потому я придумал фестиваль «Крещендо», который прошел в четырех российских городах и Париже, представив молодое поколение талантливых российских музыкантов. Бытовало такое мнение, что русская школа классической музыки умерла. А мы решили доказать, что это не так, что есть молодая исполнительская команда, которая идет вслед за нашими мэтрами.
- Как относитесь к современному ТВ?
- Абсолютно все телеканалы с помощью постоянного давления и зомбирования держат человека в ужасном напряжении. Когда приезжаю в Россию и включаю телевизор, меня просто начинает трясти. Однажды заболел, лежал дома и просто переключал каналы. Но не вытерпел, понял, что можно сойти с ума, если смотреть наше телевидение. Единственная отдушина – канал «Культура», по которому идут нормальные передачи без убийств и криминала. Меня часто спрашивают: «Вы не хотите стать героем нашего времени? Вы же не бандит какой-нибудь из сериала». К сожалению, я и сам не могу назвать героя нашего времени. Телевидение «производит» для нас кумиров, но, увы, большинство из них - выскочки… Нет индивидуальности, нет большого таланта, нет чего-то такого, за что зрителю можно зацепиться… Я очень люблю настоящую классическую рок-музыку – «Beatles», «Rolling Stones», «Deep Purple». Это не фальшивка, не поп-корн, который можно есть в кино. А вот мальчики и девочки, которых сейчас раскручивают и делают из них звезд? Это настоящий поп-корн. А какие раньше были актеры - Любовь Орлова, Николай Рыбников… Сейчас вроде и фильмов много снимается, и деньги на это есть, но все равно в кино сейчас какой-то патологический застой. А почему наши мэтры молчат? Не производят шедевров, которые были 15-20 лет назад.
- Правда, что вы собирались застраховать пальцы на миллион долларов?
- Да, хотел… Думал-думал целый год, но так и не застраховал. Просто если постоянно думать об этом, обязательно попадешь в какую-нибудь историю или травму получишь. Лучше не провоцировать… Но мне все постоянно напоминают, что не мешало бы застраховаться. Так что, возможно, я действительно так и сделаю.
- Сейчас масса частных музыкальных школ открывается в Китае…
- Это большая проблема. Китайцы переманили к себе всех наших педагогов. В этом нет ничего удивительного: в моей любимой Центральной музыкальной школе при московской консерватории, которую я закончил, преподаватели получают 2,5 тысячи рублей. На эти деньги не возможно существовать, тем более в столице. Многие перебираются в Китай и ни к чему хорошему это не приведет. Причем если раньше, чтобы получить хорошее образование, китайцы приезжали в Москву или Петербург, то теперь они понимают, что преподавателей легче переманить к себе. И не только из столицы, но и из моего родного Иркутска. И сейчас в Китае около ста миллионов пианистов. Об этой проблеме я рассказал Путину, а Владимир Владимирович парировал, что у нас есть Мацуев и нам не нужны эти сто миллионов. Но все-таки не надо ограничиваться одним Мацуевым. У нас есть много музыкантов, которых мы не должны упустить. С другой стороны профессия концертирующего музыканта – это кочующая профессия, но дом должен оставаться домом. Я не мыслю себя без России – без Москвы, без Иркутска и всегда буду возвращаться домой.
Мария ПАНИНА,
Дмитрий СТЕКОЛЬ.