Posted 22 сентября 2016, 11:04
Published 22 сентября 2016, 11:04
Modified 10 ноября 2022, 18:33
Updated 10 ноября 2022, 18:33
- Нарушения начались с самого утра, - рассказал Медиакорсети член ТИК Кировского района Уфы от партии «Яблоко» с правом совещательного голоса Рустам Мулюков. – Сначала не хотели пускать наблюдателей, требовали ненужные документы, потом ограничивали в перемещении, потом отказывали в получении информации по явке, не принимали заявления о выдаче копий протоколов с итогами голосования. После составления жалоб ситуация менялась, но каждый пункт приходилось отвоевывать. Мы закрыли наблюдателями почти все 32 участка в Демском районе Уфы, и на каждом участке было от одной до четырех жалоб.
По словам Мулюкова, наблюдатели от «Яблока» 18 сентября пресекли три попытки вброса избирательных бюллетеней, зафиксировали вбросы на УИК № 26 и 6. А на участке № 17 произошла и вовсе трагикомичная история: председатель и другие члены комиссии после закрытия участка сначала устроили небольшую попойку.
- И, видимо, не рассчитали свои силы, - рассказала Медиакорсети член УИК №17с правом совещательного голоса от партии «Яблоко» Индира Абызбаева. – Потом, когда стали вываливать бюллетени, у них урна раскололась на части. Если кто поднимет видеозапись, это увидит сам. Приступили к подсчету голосов после почти 5-часового перерыва, в три часа ночи. Голоса они считали не по процедуре, нас не стали допускать к столу с бюллетенями, не разрешали снимать видео процесса подсчета голосов. В итоге по моим подсчетам, на выборы на нашем участке пришло менее 500 избирателей, а комиссия насчитала 932.
Необходимо пояснить по истории в УИК №17. Процедура подсчета голосов предполагает, что каждый бюллетень один из членов избиркома берет по отдельности, показывает членам комиссии и наблюдателям так, чтобы было видно, за кого отдан голос, читает вслух эту информацию и только потом откладывает ее в соответствующую пачку бюллетеней. На участке № 17 (впрочем, как и во многих других) так голоса избирателей не считали. Члены комиссии, подвыпившие, по словам Абызбаевой, не давая достаточного обзора наблюдателям, молча сортировали бюллетени по разным пачкам, после чего пересчитали их. Разумеется, проконтролировать правильность подсчета голосов у члена УИК с совещательным голосом возможности просто не было. Разумеется, женщина вызвала полицию, и разумеется, приехавшие полицейские не стали даже брать объяснений у нетрезвых членов УИК, возможно, чтобы их неразборчивый почерк не выдал, не говоря уж и о том, что экспертизу на содержание алкоголя в крови тоже не провели.
- Информацию по явке стали скрывать после обеда, - заключил Рустам Мулюков. – В итоге данные наблюдателей и комиссий практически на всех участках расходились в 1,5-2 раза, только в 2-3 участковых комиссиях провели честный подсчет голосов. Практически везде подсчет голосов после 20.00 долго не начинали вести, последний итоговый протокол на одном из участков мы забрали в 11.00 19 сентября. Я могу сделать вывод, что реальная явка в Уфе была примерно 30%, а не 50-60%, как было объявлено. Выборы прошли с многочисленными нарушениями и даже преступлениями. Мы готовим обращения в суд и ЦИК России.