Айти-волонтеры разработали цифровую систему помощи нуждающимся

Айти-волонтеры разработали цифровую систему помощи нуждающимся

27 декабря, 20:30
Множество гуманитарных проблем, обострившихся во время СВО, обрушилось на волонтеров в таком объеме, что поначалу было крайне сложно отрегулировать механизм взаимодействия с нуждающимися.

Упорядочить структуру удалось команде айти-добровольцев, которую собрал математик и программист Иван Виноградов-Ивановский из Ростова-на-Дону: айтишники разработали цифровую онлайн-систему, благодаря которой смогли оптимизировать процессы обработки заявок и передачи адресной помощи.

«Люди не понимали, что им делать»

— Впервые мы приехали в пункт временного размещения в Таганроге в марте 2022 года, тогда был большой поток пострадавших из Мариуполя, — рассказал Иван. — Люди были дезориентированы и подавлены, они не понимали, что им теперь делать. Не было никаких инструкций, памяток, консультантов. Как найти пропавших близких, к кому обращаться, какие документы теперь нужны, можно ли получить компенсацию? Они ничего не знали.

Проект «Долг по доброй воле» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Иван с друзьями пришли на помощь людям: они сами искали в интернете сайты и телефоны с информацией для беженцев, но из-за перегруженности линии дозвониться не удавалось. Тогда ребята поняли, что нужно брать инициативу в свои руки и наводить порядок в этой неразберихе. Изначально для информационно-организационных целей были созданы телеграм-бот, где размещались заявки от пострадавших, и сайт со статистикой заявок. Их было катастрофически много, при этом многие содержали похожие запросы — по продуктам, средствам гигиены, лекарствам, одежде, детским принадлежностям. Чтобы решить эту проблему, цифровые волонтеры разработали функцию выгрузки обобщенной таблицы заявок из телеграм-бота — это облегчило задачу по организации массовых закупок необходимых товаров, которые позволяли экономить время, деньги и формировать удобные финансовые отчеты о расходовании донатов. Кроме того, эта система позволила минимизировать личное общение с нуждающимися, которое отнимало много времени и требовало эмоционального вовлечения — автоматическая обработка заявок давала возможность волонтерам освободить больше времени на решение прочих организационных вопросов.

1MI
ПФКИ
ПФКИ

Цифровая система волонтеров

Система ростовских айтишников разработана таким образом, что не собирает персональные данные — волонтеры не видят реальных адресов и номеров телефонов, настоящих имен, таким образом, процесс оказания помощи стал более безопасным для обеих сторон.

— Наша система напоминает CRM-службы курьерской доставки и функционирует так: «маркетплейс» (в данном случае это платформа цифровой помощи) ищет поставщиков (меценатов, благотворителей), доставляет товары на склад (имеется в виду гуманитарный), — объясняет Виноградов-Ивановский. — Клиенты (нуждающиеся люди) оформляют заказы, после чего с помощью «маркетплейса» (нашей платформы) волонтеры формируют логистику по направлениям — до пунктов выдачи либо лично в руки.

Некоторые идеи цифровой системы помощи сегодня вызывают сопротивление, в основном, со стороны добровольцев: не все хотят переучиваться, вникать, даже понимая, что такое средство ощутимо поможет систематизировать и ускорить многие процессы, многим гораздо проще отвечать на запросы вручную и составлять рукописные списки. Но программисты считают, что новая система, благодаря примеру ее успешного использования, постепенно будет охватывать все больше добровольческих организаций, и даже за последний год их количество существенно выросло.

— Наша миссия — вести работу до последней заявки, пока все пострадавшие не получат необходимую помощь, — делится Иван. — Я четко осознаю недостаточность частичных, фрагментарных полумер. Встретить на границе, снабдить гуманитарной помощью, чтобы успокоить совесть, почувствовать себя героем и забыть — это не про нас. Поэтому мы будем развивать свою деятельность и дальше. Также есть идея ввести индивидуальный патронаж — чтобы у каждого нуждающегося был свой персональный куратор, поддерживающий его на пути к полному восстановлению.

«Мы видим потенциал в будущем»

Иван убежден, что эта система имеет широкий потенциал применения: учет потребностей людей, поиск и распределение ресурсов, взаимодействие между нуждающимися, волонтерами и благотворителями — все это может пригодиться в будущем в различных условиях, будь то природные катаклизмы или другие чрезвычайные ситуации.

— Для этого нужна целая армия волонтеров, которую необходимо снабдить мощными организационными инструментами и технологиями. Я бы назвал этот проект народными «Госуслугами», только такой гигант сможет глобально решать проблемы. Но гиганта невозможно построить одномоментно, потребуется время, чтобы вырастить и соотнести с конкретными задачами и реальной пользой, поэтому наша работа не завершена. Цифровая система помощи — первый маленький шаг на пути к нашей цели, — подытожил программист. — Пока эта деятельность похожа на тушение пожара — горит здесь и сейчас. Но в целом цифровая система помощи — это огромная работа, требующая как минимум целой «пятилетки». И потому мне очень хочется обратить внимание властей, и особенно министерства цифрового развития, на нашу инициативу. Мы готовы к совместной работе на благо нашей страны.

Ростовчанин признается, что главная мотивация в его общественной деятельности — это собственная семья и трое детей. Поэтому Иван старается уже сегодня, здесь и сейчас, сделать все, чтобы мир и общество, в котором они живут, будут взрослеть и формировать свою личность, стали более надежными, безопасными. Для этого он на регулярной основе проводит встречи с различными добровольческими организациями, обращается к представителям власти, публикует подробные инструкции по пользованию цифровой системой помощи на личных страницах в социальных сетях, проводит просветительскую работу, развеивая мифы и подкрепляя свою идею аргументами и успешными примерами.

#Видео #Пфки
Подпишитесь