«Люди стали очень требовательными». Кто спасёт туристический бизнес Башкирии

28 августа 2020, 10:38
В 2020 году из-за наступившей пандемии и закрытых границ в Башкирии произошел бум внутреннего туризма. Все номера в отелях забронированы до сентября, санатории забиты, туры раскуплены. Чтобы урегулировать туристический поток, сотрудникам природного парка «Шульган-таш» пришлось в выходные увеличить цены вдвое.

Конечно, такой ажиотаж в республике не может не радовать, однако наплыв гостей обнажил и недоработки в сфере оказания туристических услуг. Для того, чтобы найти оптимальные пути решения всплывших на поверхность проблем, в Башкирию на второй инвестиционный форум «Зауралье-2020» съехались федеральные эксперты.

По данным руководителя Госкомитета по туризму Башкирии Салавата Нафикова, по результатам 2019 года объем платных услуг в коллективных средствах размещения составляет 4 млрд — это 106% к уровню 2018 года. По объему туристических активностей Башкортостан занимает третье место в ПФО и девятое по России с показателем 4,3 млрд рублей или 94% к уровню 2018 года. По мнению чиновника, это связано с тем, что люди стали меньше тратиться на зарубежный отдых и отдают предпочтение внутреннему туризму.

Популяризации внутреннего туризма, увеличению туристического потока во многом поспособствовал кэшбек за туры по регионам России. Так, по итогам 2019 года по Башкирии путешествовали 2,7 миллионов человек.

Сегодня российское правительство уделяет особое внимание внутреннему туризму. Нам необходимо развивать индустрию гостеприимства, геотуризм, агротуризм. К слову, это очень хорошие возможности для Башкирии и Урала в целом, поскольку здесь очень высокий потенциал,считает вице-президент ОСИГ Алексей Волков.

На ошибках учатся

По данным Росстата, туроператоры формируют лишь 10% от общего туристского продукта, а значит 90% — индивидуальные путешественники. По мнению вице-президента Общенационального союза индустрии гостеприимства Натальи Осиповой, формирование регионального туристского продукта начинается именно с туроператоров. Это позволяет регулировать ценообразование на рынке, считает федеральный эксперт.

Нужно относиться системно и фундаментально к развитию инфраструктуры, повышению квалификации кадров и повышению качества продукта. Очень многие регионы допускают ошибки. Российский туристский продукт достаточно часто очень дорогой и не совсем качественный. 70-80 тысяч рублей на человека в среднем на полное обслуживание 8 дней — 7 ночей. Это колоссально дорого, по сравнению с зарубежными турами,поясняет Наталья Осипова.

Тем не менее, именно туроператоры должны создавать базу для привлечения потока гостей. По мнению эксперта, при создании внутреннего туристического продукта ошибки допускают сами операторы. Прежде всего минус в том, что они часто не выстраивают взаимоотношения с гостиницами, используя агентские вознаграждения. Это приводит к повышению цен на проживание в отеле при покупке тура, и людям в конечном итоге выгоднее не пользоваться услугами операторов.

Вторая ошибка — высокая маржинальность. Туроператоры работают от звонка до звонка в сезон. У них очень мало осенних и зимних предложений. Это, по мнению Натальи Осиповой, приводит к подорожанию туристического продукта.

Поймите, их должно быть много. Ни один самый успешный менеджер по продажам не даст гарантий, что именно этот продукт будет продаваться. Нужно предоставлять весь спектр продуктов и выделять успешные в динамике,заявляет Осипова.

Третья ошибка — ценообразование. Оно должно меняться в зависимости от спроса. По словам эксперта, нужно позволять пользоваться акциями раннего бронирования, а не держать высокие цены в и без того пустом отеле.

В Башкирии больше всего проблем испытывают лица, ответственные за особо охраняемые природные территории и парки в республике. Они являются очень привлекательными для туристов, однако отсутствие инфраструктуры оказывает лишь губительный для природы и туристического имиджа республики эффект.

Проблема наших ООПТ в доступности с точки зрения закона. Представьте предпринимателя, который хочет построить гостиницу в лесу у подножия какой-нибудь горы. Он вложит туда, например, миллионов пять, и даже проведет воду и газ, но найдутся сотни законов, которые не позволят ему проложить дорогу. О каком развитии экотуризма тут можно говорить? говорит Салават Нафиков.

Глава Кигинского района Зухра Гардиенко признается, что основная проблема в отсутствии денег. Чтобы развить качественный туристический продукт, нужны инвесторы. А чтобы привлечь инвесторов, нужно предлагать им интересные идеи и давать возможность их реализовать.

Сейчас турист стал очень требовательный. Мы в этом году и правда столкнулись с проблемами. Пять тысяч туристов ежедневно сплавляются по реке Ай и это для нас превратилось не в радость. Это война. Экологическая катастрофа. На берегах строить туалеты нам нельзя, и, конечно, все ходят в лес, заявляет Зухра Гардиенко.

Кемпинги спасут внутренний туризм

Председатель комитета по авто- и мототуризму Андрей Артюхов, прокатившись по Башкирии в своем личном автодоме, сделал вывод — лишь автомобильный туризм и кемпинги спасут республику.

Перед поездкой мы не смогли найти подробную информацию о маршрутах и качестве дорог. Это огромный минус. Я в Башкирии уже второй раз за последнее время. Прокатился по северной и южной частям республики. Такая природа, что дух захватывает. Сразу вспоминается зарубежный опыт. Путешествия по Славакии, Славении. Потенциал у республики огромный в плане автомобильного туризма,отмечает Артюхов.

По данным эксперта, 20 миллионов семей готовы путешествовать по стране на своем автомобиле. Более того, спикер уверен, что большинство жителей Башкирии и других регионов приезжают в республику именно ради природных пейзажей.

Эти люди пользуются придорожными сервисами и кемпингами. И им нужно давать качественные услуги. Нужно изменить принципы гостеприимства. По статистике за свой отдых каждый человек тратит в среднем 100 евро. То есть если сделать красивый 10-дневный маршрут по Башкирии, сами считайте сколько будет прибыли, отметил Андрей Артюхов.

#Общество #Новости
Подпишитесь