Хоронили в страхе и спешке
69-летнего Фанура Г. из Туймазов не стало 21 июня. Смерть его носила криминальный характер, о котором родные распространяться не желают, однако известно, что мужчина был убит и по данному факту уже возбуждено уголовное дело. По словам родных, находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, они обратились за помощью в ритуальную службу. Однако из-за недопонимания или возможной фатальной ошибки мужчину, по словам родных, похоронили, так и не дав проститься близким. Семья уверена — с телом их отца обошлись не подобающим образом, из-за чего его похоронили в спешке. Родные опубликовали эмоциональный пост в соцсетях, который впоследствии был удален.
«13 тысяч за мытье, бритье, за доски, за саван. Сказали перечислить некой Оксане, чтобы ускорить все процедуры, ведь по мусульманским обычаям тело должны отправить на покой как можно быстрее. Его увезли в Бакалы на экспертизу. Там и обещали подготовить к погребению.
После нам позвонили и сообщили, что одна только копка могилы составить 10 200 рублей. Конечно, мы вновь были вынуждены согласиться… После поступил звонок уже из морга, где нам сообщили, что он буквально переполнен в связи со смертельным ДТП накануне. Спустя день его так и не помыли. Ближе к вечеру следующего дня нам сообщили, что тело, наконец, готово и мы можем попрощаться — его везут к нам.
У дома собралась очередь — отца знали многие. Прошло полчаса, час… Ритуальщиков как и не было. И в каком же мы были шоке, когда узнали, что тело, оказывается, привезли сразу на кладбище, где его и похоронили!» — рассказывает Лилия Х., дочь Фанура. Родные убеждены — с телом из-за возможной спешки или по каким-то другим причинам, обошлись недолжным образом, из-за чего сотрудникам ритуальных службы нужно было его «скорее спрятать от родных и похоронить».
«Заботятся, когда уже умрут»
Виновными близкие считают местную предпринимательницу Клару Мухутдинову, у которой семья Х. и получала все ритуальные услуги — от копки могилы до самих похорон. Родные заверяют, что никакого договора с представительницей ритуального бизнеса они не заключали — торопились и были убиты горем и сообщают, что к ним даже поступали угрозы после публикации поста в соцсетях. Все обвинения в свой адрес Клара Мухутдинова опровергает.
«Послушайте, договор составлен и подписан супругой Фанура Нафисой. Но с учетом конфиденциальной информации в нем я не намерена его выносить публично. Родные сами торопили поскорее похоронить близкого — как требуют того строгие мусульманские обычаи. Вскрытие в связи с криминальным характером смерти было в Бакалах — на это ушло более 2,5 часов. Думаю, все эти публикации в соцсетях и слухи о недобросовестной работе меня и коллег не более чем происки конкурентов. Вы же прекрасно знаете, что из себя представляет рынок ритуальных услуг, особенно, когда ты добросовестно работаешь. Что я думаю об этой ситуации? Очень жаль, когда приходится видеть, что родственники проявляют должное уважение к близкому человеку только после его смерти. Человек сутки отсутствовал дома, пил, простите, но они даже не знали, где он был, с кем и что делал. Почему тогда о нем никто не позаботился?» — задается вопросом Клара Мухутдинова.
Руководитель компании «УфаРитуал» Галина Рублева рассказала Медиакорсети, что подобные ситуации возникают довольно часто тогда, когда родные обращаются за помощью к «первому встречному».
«Не стоит заключаться договор с первым, кто постучал к вам в дверь. Особенно, когда вы находитесь в таком тяжелом эмоциональном и психологическом состоянии. Некоторые компании даже не заключают договоров. А если они есть, бывает, что родные их не читают внимательно. Всего этого надо избегать. Я бы посоветовала родным в этой ситуации восстановить документы в первую очередь. К примеру, у нас ведется как запись разговоров, клиенты осведомлены об этом. Кроме того, восстановить документы можно и после смерти усопшего, это обычная процедура», — рассказывает Галина Рублева.
Адвокат Рамиль Гизатуллин подчеркивает, что в описанной истории к ритуальному агенту невозможно предъявить какие-либо претензии.
«Речь идет лишь о возмещении морального вреда. Ну и стоит отметить репутационные издержки ритуального агента — ведь очевидно, что после смерти человека родственники хотят проститься достойно с телом, а в этом случае они были лишены этой возможности», - прокомментировал Рамиль Гизатуллин.