Posted 1 сентября 2018, 11:03

Published 1 сентября 2018, 11:03

Modified 17 октября 2022, 19:57

Updated 17 октября 2022, 19:57

1 сентября в Башкирии: О чем учителя рассказали прессе и не говорят в школе

1 сентября 2018, 11:03
Медиакорсеть решила опросить педагогов. Причем попросили говорить откровенно о том, что их волнует в современной школе.

Сегодня – День знаний. В Башкирии в этом году в школы пошли 479,8 тысячи учеников, из них впервые - 53,1 тысячи детей. В системе общего образования республики заняты более 147 тысяч работников. Если посчитать еще и родителей, то становится ясным, что школа влияет на жизнь огромного количества жителей региона.

И то, что происходит в школе, напрямую влияет на ситуацию в обществе. Мы решили поговорить с учителями и попросили их откровенно высказаться о современной школе. Что их волнует, что радует, о чем не говорят на педсоветах. Разумеется, не все из наших собеседников разрешили раскрыть свои имена. И это тоже о чем-то говорит.

Школа не успевает идти в ногу за временем

Алексей Таулбаев, преподаватель робототехники в частной школе, обратил внимание на две основные вещи, или проблемы, если быть точнее:

- Первое. В современной российской системе образования есть очень большой минус. Знания, которые получают дети в школе, чаще всего они не способны применить на практике и вообще связать с настоящим миром. Это обусловлено в большей части с самим подходом, который используется в школе. Информацию дают в виде лекции. В результате очень сильно падает у детей интерес получать эти знания.

К примеру. Можно столкнуться с такой ситуацией. Даже в старших классах. Попросить детей привести пример работы силы притяжения. И достаточно многие, к сожалению, не смогут привести сразу пример. Они прекрасно понимают, о чем идет речь, но вот использовать это в жизни, к сожалению, не способны. Такая ситуация реально случалась. Это не вымысел.

Вторая проблема заключается в том, что система образования не успевает развиваться и меняться соответственно развитию современных технологий. Речь, конечно, идет о более старшем возрасте. То новое, что появляется в нашем мире, ежедневно отталкивает все старые навыки и знания, которые были необходимы раньше, а те, кто занимается редактированием учебных программ, не успевают за этим быстро изменяющимся миром.

Конечно, не стоит смотреть на всё это только в таких негативных красках. В любом случае, процесс развития идет, и даже в новых ФГОС И ГОСах просматриваются попытки как-то соответствовать современным реалиям, но вот вопрос того, что это на самом деле реализуется в школах, а не только на отчетных бумагах, ложится в конечном итоге на учителя, который проводит урок.

В конце концов, образование ребенка - это вопрос, который в первую очередь должен волновать родителя. И для понимающих и нацеленных на качественное развитие ребенка есть частный сектор, который на данный момент в России находится на этапе большого развития, и в нем вполне возможно найти практически всё необходимое для правильного и качественного образования ребенка. Надеюсь, когда-нибудь это сможет стать у нас бесплатным и общедоступным.

А говоря о решениях этих проблем, можно сказать вот о чем. Поднятие уровня зарплаты непосредственно самому педагогу повысит качество специалистов, приходящих работать в эту сферу.

Конечно, многие услышав такое подумают: «Себе зарплату выклянчивает», но я учитель, который ушёл из государственной школы, потому что выжить на эти средства было невозможно, хотя очень хотел работать именно в школе. Теперь, находясь в частом секторе, могу на самом деле концентрироваться над поднятием качества своего занятия, а не думать, что мне нужно написать кучу отчетов и ещё придумать, где дополнительно заработать, чтобы выжить.

У нас на обычного учителя в школе приходится куча людей, контролирующих его работу и придумывающих, какие отчеты ему написать, но когда начинается урок, остаются только дети и один учитель перед ними. А зачем остальным платить тогда?

И по простой логике несложно подсчитать. Человек, обладающий необходимыми компетенциями в современном мире, легко может зарабатывать больше в других местах, применяя эти знания и тратя на всё это намного меньше сил, времени и энергии - нежели в школе. Так зачем же ему туда идти? Да, конечно, можно сказать о призвании, о патриотизме и о любви к детям. Конечно, это всё должно быть в человеке, занимающимся образованием детей.

Но давно не секрет и общеизвестный факт, который можно прочитать практически в любой книге по психологии и философии, что, когда у человека не закрыты основные потребности (еда, жилье и т.д.), для него речь не будет идти о нуждах общественных.

«Школа научила меня одной истине: меньше слов, больше бумажек»

Женщина, преподаватель русского языка и литературы, пожелавшая остаться неизвестной, высказалась о своей работе в школе:

- Не знаю, каково было работать учителем 10 или 20 лет назад, но иногда кажется, что раньше педагогам было проще. Сейчас встаешь в семь утра, а у тебя уже 5-6 сообщений в Whats app: «Сидорова» заболела, у «Петрова» соревнования, «Головина» закрыла дома мама, убежав на работу, – то есть он тоже не придет.

Десятки чатов: чат класса, чат учителей, чат послеобеденных курсов, чат подготовки к 1 сентября, чат родительского комитета. И каждые минут десять раздается звук «смски». Если бы еще по делу: смешные картинки, обсуждение каких-то слухов про учителей, собирающихся в декрет. Одним словом – ерунда.

Ощущение, что я не преподаватель русского языка и литературы, а SMM-менеджер, специалист по связям с общественностью и, конечно, бухгалтер. Потому что с давлением родителей в социальных сетях способна сравниться только бумажная волокита.

И если есть понятные вещи вроде электронных дневников и учебных планов, то многое другое – бессмысленно потраченное время на формальности. И, кстати, печатаем мы в лицее на свои деньги: бумагу и картриджи берем вскладчину с учителями из общей лаборантской.

Три года назад, после окончания университета, думалось, что самое сложное – это ведение уроков, выстраивание взаимопонимания с детьми. Но к счастью, дети меня обожают, уходя на каникулы, одна девочка даже заплакала и вцепилась мне в юбку: рыдала так, будто что-то страшное случилось. Конечно, бывают локальные проблемы, глупые бойкоты, небольшое детское хамство и игнорирование моих слов, но в целом справиться можно.

Тяжелее всего психологически даются родительские собрания. Хорошо помню свое первое. Мне 22 года, тоненьким голоском зачитываю заранее приготовленную информацию, меня мгновенно перебивает родительница:

- А вам лет-то сколько, небось, в декрет через год уйдете? И кто моего пятиклашку до девятого класса будет вести? Опытных что ли нет в вашем лицее?

На следующем собрании я уже говорила настолько уверенно, что редко кто решался вступить со мной в разговор.

Зато сделала для себя замечательный вывод. Чтобы не тратить время на обсуждение каждого ребенка и отдельные вопросы, я заранее в чате узнала у родителей интересующие их моменты и ответы по пунктам распечатала и положила на каждую парту. К ним же добавила по листу А4 полной характеристики обучающегося, с описанием положительных и проблемных моментов и форму для пожеланий и замечаний учителю.

Школа хорошо научила меня этой истине: меньше слов, больше бумажек.

По зарплате. Скажу сразу, я берусь за все: у меня есть классное руководство, группы на внеклассные занятия по русскому языку, осенью начинается подготовка к олимпиадам, и я стараюсь тянуть своих детей к маленьким победам. Все это оплачивается, пусть и скромными деньгами, но в сумме на жизнь хватает.

Наверное, средняя зарплата сейчас у меня около 32 тысяч рублей плюс 10-15 тысяч удается заработать на репетиторстве. Физически взять много учеников на репетиторство невозможно: работая в одну смену, я все равно выхожу из лицея ближе к вечеру.

Не жалею ли я, что выбрала профессию учителя? Нет. На самих занятиях чувствую себя окрыленной и капельку всемогущей, когда вижу блеск в глазах учеников, а вижу я его каждый день. Это дорогого стоит.

Многое в школе замалчивается

Учительница начальных классов с большим стажем говорит о ситуации в школе:

- На педсоветах не говорят о некорректном поведении учителей по отношению к ученикам. У нас, например, есть педагог, на которую много раз жаловались родители, она может нагрубить или обозвать нехорошим словом ученика, так она подала документы на конкурс лучших учителей. И никто в школе не возразил. Это тема, неудобная для обсуждения.

Разумеется, вообще ни слова о тех слухах, которые то и дело приходится слышать из разных уст: о том, что родители, чтобы попасть в школу или даже к конкретному учителю, вынуждены платить большие деньги. И если у некоторых учителей классы переполнены, по 30-33 человека вместо положенных 25, это косвенно говорит о популярности этого педагога. Правда, сам педагог от повышенной нагрузки в этом случае ничего не имеет.

Непрозрачна система премирования, непонятно, с каких денег и по каким правилам премируют учителей, неизвестно, насколько зарплата руководящего состава школы отличается от заработка рядовых учителей. Если учитель преподает дополнительно, например, готовит дошкольников к школе, то он получает за это деньги, составляющие в лучшем случае 30 процентов от собранной суммы. Это кажется несправедливым, но это тоже не обсуждается.

О других несправедливых вещах можно говорить много, но я скажу еще об одном. В нашей школе выпускники 9-ых классов при переходе в 10-ый класс вынуждены заново писать заявления о поступлении в школу и вносить денежные взносы. Как будто они и не учились в этой школе.

Неудобные вопросы министерству образования

Говорит один из воспитателей детского сада:

- У воспитателей детских садов после 2015 года резко упала зарплата. До этого, согласно Указа президента № 597 от 7мая 2012 г. о поэтапном повышении зарплаты педагогам до 2018 года в 2012-13 годы существовало дополнительное финансирование на стимулирующие выплаты педагогам.

С 2014 года эти выплаты обязали выплачивать непосредственного работодателя за счет собственных средств, а не из дополнительных источников финансирования. И теперь зарплата воспитателей в детсадах едва достигает 15-18 тысяч рублей.

Естественно, на такую зарплату сложно найти людей. Сами педагоги напрямую связывают это событие с саммитами ШОС и БРИКС, на которые могли быть потрачены деньги, предназначенные для воспитателей и педагогов. До сих пор спустя три года никто из официальных лиц так и не дал пояснения на этот счет – правда это или нет?

Зачем в школах и детских садах технический персонал отправили в аутсорсинг??? В детских учреждениях это ужасно неудобно, да и люди, ушедшие в аутсорсинг, потеряли в зарплате.

Даже Хамитов отмечал в одном из выступлений, что эта мера не оправдала надежд. Если это был эксперимент, то он оказался явно неудачным, однако он не прекращен. А наоборот продолжается.

Вместо выводов.

Разумеется, в школе есть и много хорошего, достойного похвалы и подражания. Опытные педагоги, талантливые ученики. Повторимся, влияние школы на жизнь общества, на будущее нашей страны, трудно переоценить. И именно поэтому школа нуждается во вдумчивом анализе и обсуждении назревших проблем.

Редакция надеется, что эти высказывания и вопросы послужат толчком для общественной дискуссии о современной школе. Мы готовы направить вопросы от учителей и родителей министерству образования, чтобы узнать официальную позицию руководства столь важной сферы образования.

Подпишитесь