Posted 3 августа 2018, 11:58
Published 3 августа 2018, 11:58
Modified 17 октября 2022, 19:42
Updated 17 октября 2022, 19:42
Журналисты «Новых Известий» перед новым учебным сезоном провели исследование и попытались выяснить, что происходит в современных школах. Ведь дефицит учительских кадров в некоторых городах страны становится просто катастрофическим.
Мониторинг, проведённый ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования», показал, что 39% школ испытывают нехватку или не имеют преподавателей по иностранному языку, 30% — по русскому языку и литературе, 26% остались без учителей начальных классов. Практически все регионы в авральном порядке, до сентября, пытаются залатать кадровые дыры, пишет издание.
Почему из школы бегут учителя?
В общении с журналистами педагоги называют несколько причин.
- Количество отчётов, планов, программ ненормально большое, - говорит один из учителей. - И главное - непредсказуемо. Что министр образования, что местные функционеры - придумывают новые отчёты и требуют их немедленно в любой день, в течение нескольких дней или даже часов. При этом зарплата учителя, что бы ни вещали с высоких трибун, мала. Потому все и хватают по полторы-две ставки!
- Сама профессия учителя в обществе стараниями государства низведена до статуса обслуживающего персонала, - продолжает учитель. - Сытые бюрократы показывают, что учитель — неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно. Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза.
Поэтому учительские кадры стареют, а многие ветераны образования зачастую отстают от современных требований и технологий и терпят всё, чтобы сохранить рабочие места.
- Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты, признается учитель математики Г. - Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью. Сейчас я работаю менеджером в строительной кампании. Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег.
Некоторые говорят, что можно подрабатывать репетиторством, но это возможно далеко не везде. В малых городах – это зачастую просто невозможно.
Также в обществе резко изменилось отношение к педагогам со стороны родителей. В Москве, например, к учителям часто относятся как к представителям сферы услуг.
- Милочка, вас наняли, потрудитесь объяснить, за что у сына тройка. До вас он всегда имел пять, - такое весьма запросто теперь можно услышать. И такое отношение формирует сама школа.
- У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают. Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше. В Москве, кроме зарплаты, ничего позитивного для учителя нет, - высказывает свое мнение учительница из Москвы.
Бюрократизм, отчеты, бесправное положение, низкая зарплата и хамское отношение родителей – об этих и других причинах кадрового дефицита в школе подробнее читайте в «Новых Известиях».