Posted 4 октября 2017, 06:30
Published 4 октября 2017, 06:30
Modified 17 октября 2022, 19:53
Updated 17 октября 2022, 19:53
Накануне в Доме Республики глава региона Рустэм Хамитов встретился с заслуженными учителями Башкирии и победителями конкурсов «Учитель года». Как сообщили в пресс-службе главы республики, в ходе беседы обсуждались вопросы совершенствования системы образования республики, повышения престижа профессии учителя. Началось общение с традиционного вступительного слова руководителя региона, которое в печатном виде составило почти три страницы печатного текста.
Так, упомянул Рустэм Хамитов про школьную реформу, вокруг которой сломано немало копий. По мнению главы региона, нужно ответственно подходить ко всем этапам этой реформы, не забывая про главную задачу педагогов – готовить подрастающее поколение к большой, взрослой жизни. Судя по всему, глава региона не считает, что все учителя достойно справляются со своей задачей, и, как это часто бывает при обсуждении подобных вопросов, ударился в воспоминания.
- Сегодня общество все больше уходит в сторону создания, может быть, даже тепличных, искусственных условий для наших детей. Все более тревожны родители, все более высокую планку задают учителям, системе образования, - отметил он. - Каждый человек обращается к своему опыту. Если мы вспомним 1960-1980-е годы, то удивляешься тому, как те дети выросли без такой опеки, без таких порой всесопровождающих действий со стороны родителей, учительских коллективов и т.д. Но выросли, стали людьми, получили образование.
Наиболее важной частью выступления главы региона стала реплика о том, что школу нельзя политизировать. Особенно если вспомнить о стабильно появляющихся в интернете фотографиях со школьных мероприятий, на которых присутствует символика «Единой России» и других партий. Интересно, прислушаются ли политики к его словам?
- Это совсем никуда не годится. Мы всё-таки должны стоять на следующих позициях: образование, особенно гуманитарное, должно расширять кругозор учеников, способствовать формированию личности. Излишняя политизация, вовлечение наших ребятишек в порой ненужные действия – тоже довольно сложное явление. Но в то же время это примета времени, и не говорить об этом мы не имеем права. Понимаем, что масштаб этого явления небольшой, но, тем не менее, мы видим, что в этой части есть определённые сложности, - подчеркнул Рустэм Хамитов.
Вспомнил глава республики и о повышенной информатизации современной жизни, к которой должны быть готовы и школьники, и педагоги. Но гораздо проникновеннее получился разговор о благотворительности и внимании к инвалидам, ведь эти качества закладываются в человеке в детстве и юности.
Педагогический коллектив республики огромен – более 30 тысяч учителей. И проблем у него, судя по всему, немало. По мнению Рустэма Хамитова, необходимо, прежде всего, поднимать авторитет учительства, чтобы молодежь шла работать в школы, несмотря на высокие физические и моральные нагрузки.
- Надо искать детей с педагогической жилкой, желанием работать в школах, вузах, ссузах и т.д., - предложил глава республики наиболее удачный, по его мнению, выход из ситуации.
О повседневных и более приземленных проблемах учителей глава Башкирии упомянул вскользь.
- Наш обычный республиканский, российский учитель – это передовой человек, который ориентирован на полёт мысли, который живёт немного по-другому. Хотя, конечно, мы понимаем, что есть достаточное количество нерешённых бытовых, житейских, финансовых проблем. Всё это так. Но мы не должны приземлять учителя. Мы должны помогать ему в его творчестве, работе, деятельности, - сказал он и неожиданно сравнил труд учителя с усилиями бегуна.
- Недавно прочитал о том, что мировой рекорд в беге на 100 м сегодня составляет 9,58 секунды. Во время этого рекордного забега спортсмен сделал 41 шаг. Всего три секунды он был на земле, а 6,58 секунды летел, был в воздухе. То есть, бег спортсмена, чемпиона – это полёт. Также и труд учителя – это полёт, фантазия, креатив. Это мы, бюрократы, чиновники, каждую секунду на земле. А вы творите в другой сфере, находитесь в другом измерении, - высказал витиеватый комплимент аудитории Рустэм Хамитов.
Он признался между делом, что сам родился в семье учителей и работал в вузе, что позволило ему уверенно рассуждать о труде педагога.
- Это тяжелейшая работа, в то же время требующая самоотдачи, дисциплины, внутреннего собранного состояния, конечно, со многими элементами творчества, - завершил свою речь на мажорной ноте глава республики.
Примечательно, что в ответном слове учителей, помимо отвлеченных рассуждений о повышении престижа профессии, на сей раз прозвучала серьезная критика в адрес Министерства образования республики. По словам учителя башкирского языка и литературы Башкирской гимназии-интерната № 2 имени Валиди Ишимбайского района, заслуженного учителя РБ Фаягуль Амирхановой, сегодня у педагога много времени отнимает бумажная работа, связанная с написанием различных отчётов и практически не оставляющая места для творчества.
О бюрократических трудностях, с которыми сталкиваются учителя, в том числе обращаясь в Министерство образования республики, рассказала учитель математики уфимского лицея № 60, заслуженный учитель России Нина Ускова.
– С Министерством образования буду разбираться, потому что не в первый раз слышу, что это исключительно консервативная организация, которая отторгает все новое живое, креативное, – заявил Рустэм Хамитов.
Как оказалось, это был не единственный камень в огород минобраза Башкирии. Учитель физики Башкирской гимназии имени Н. Наджми Дюртюлинского района Алексей Андрекус отметил, что согласно требованиям государственных образовательных стандартов учащиеся должны быть включены в проектно-исследовательскую деятельность. Поскольку сегодня эта работа ведется достаточно формально, он предложил учредить муниципальные гранты для авторов лучших проектов, прежде всего, в технической сфере, что будет способствовать успешной профориентации школьников.
Одной из тем разговора стала также работа с одарёнными детьми. По словам учителя математики уфимского лицея № 153, заслуженного учителя РБ Михаила Саханевича, сегодня во многих регионах созданы профильные специализированные лицеи, привлекающие к себе наиболее перспективных школьников, победителей олимпиад и из других субъектов, в частности, из Башкирии. А вот у нас такие заведения, как правило, работают на платной основе. Педагоги предложили создать в Башкирии хотя бы один специализированный лицей физико-математического или более широкого профиля, куда можно было бы собирать одаренных детей. Тем более, что наработки такие в Башкирии есть, просто их не удалось реализовать.
Услышав такие нелицеприятные вещи, Рустэм Хамитов дал задание вице-премьеру Салавату Сагитову разобраться и доложить о предложениях по исправлению ситуации.
– Стыдно за то, что эти сигналы были поданы еще 15-20 лет назад. До сих пор многие чиновники идут вперед с головой, повернутой назад. Это просто чёрствые душой люди, не способные к нормальной работе в той должности, которую сегодня занимают или занимали в то время, – подчеркнул помрачневший Рустэм Хамитов. – Поправим ситуацию в ближайшее время. Будет план деятельности и министерства, и нашего Правительства. Будет заложено финансирование. Мы найдем базовое учебное заведение, которое облагородим, приведём в порядок и начнем настоящую работу в этой части.
Вернуть разговор в праздничное русло удалось народному чителю России и Башкирии Лизе Агадуллиной, которая предложила установить в Уфе памятник учителю начальных классов. По ее мнению, это будет одним из действенных способов демонстрации значимости профессии педагога.