Posted 4 октября 2017, 08:54

Published 4 октября 2017, 08:54

Modified 17 октября 2022, 19:53

Updated 17 октября 2022, 19:53

Кадры, гранты и уголовные дела – культурная революция в Башкирии

4 октября 2017, 08:54
В многонациональной Башкирии вопросам развития культуры всегда старались уделять особое внимание. Но двигала ли эта поддержка саму культуру вперед и какие проблемы накопились в этой сфере за последние пять лет, мы попробуем разобраться в нашем журналистском расследовании.

Начнем с бюджета, вернее сказать с сумм, которые ежегодно правительство Башкирии закладывало на поддержку культуры в главном финансовом документе региона.

2013 год – 3 миллиарда 749 миллионов рублей, 2014 – 3 миллиарда 934 миллиона, 2015 – 3 миллиарда 590 миллионов, 2016 – 2 миллиарда 888 рублей, 2017 – 3 миллиарда 228 миллионов.

Таким образом, бюджетные вливания в эту сферу за последние пять лет постепенно сокращаются. Безусловно это связано с общей тенденцией оптимизации расходов, когда урезаются многие бюджетные статьи. Это вряд ли может радовать. Как показывают исследования, в целом по стране усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности. Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Башкирия в этом плане отнюдь не исключение.

Оптимизация коснулась и сферы культуры. Еще свежи в памяти скандалы, связанные с объединением или закрытием театров и филармоний в ряде городов Башкирии. И яркий пример тому — Сибай и Стерлитамак. Сибай в рамках оптимизации лишился филармонии, в Стерлитамаке на базе театра и филармонии образовано концертно-театральное объединение. Во многих деревнях закрыты клубы, которые были единственным очагом культуры, где в былые времена показывали фильмы, приезжали артисты с концертами. И даже театральные коллективы заезжали с гастролями.

Модным поветрием в одно время стало открытие модельных библиотек. Их активно пропагандировали власть и республиканские СМИ, на модернизацию библиотек было потрачено немало средств. Но в итоге в районах их начали потихоньку закрывать, причина - нет средств содержать. Похоже, что здесь руководствовались принципом: деньги дали – надо открыть, громко отчитаться, а потом – хоть трава не расти.

Кадры решают всё

В 2014 году в своем выступлением на коллегии минкультуры Башкирии глава региона Рустэм Хамитов заявил, что в сфере культуры страдает кадровая работа, а в министерстве работают по старинке.

- Есть серьезные вопросы по подбору кадров, к их профессиональным и управленческим качествам. Реорганизация структуры министерства, смена заместителей, руководителей отделов не дала пока нужного эффекта. В их работе не добавилось системности, аналитики, не прослеживается четкая стратегия развития отрасли на перспективу. По-прежнему работа по большей части сводится к «текучке», подготовке мероприятий. Например, нужно устроить правительственный концерт – все побежали туда, нужно организовать выездное мероприятие – все работают там. Пора отказываться от этой практики. Нам остро не хватает грамотных управленцев со специальным образованием. Руководителями учреждений культуры, творческих коллективов зачастую назначаются люди, не имеющие опыта работы в этой сфере. Мы знаем такие случаи. Часто меняется руководство в Национальном молодежном театре, в Башкирской филармонии, в Конгресс-холле, в Башкирском театре оперы и балета, в ансамбле имени Файзи Гаскарова и так далее. Идет какая-то непрерывная чехарда, подковерная борьба, интриги, сплетни, бесконечные письма. Пора прекращать эту практику. Я понимаю, что работники культуры активные люди. Но тратить свою энергию, силу на то, чтобы бесконечно выяснять отношения, на мой взгляд, абсолютно неперспективно, - говорил в 2014 году глава Башкирии Рустэм Хамитов.

Гранты и их получатели в Башкирии

Гранты главы региона - это особая тема в сфере культуры Башкирии. Один из авторов нашего сайта известная поэтесса Зухра Буракаева провела свое собственное расследование. Она выяснила, каким самым крупным учреждениям культуры в Башкирии и сколько раз выдавались гранты. Надо сказать, что собрать все списки грантов за четыре года оказалось очень непростой задачей, полных списков нет ни на сайте минкультуры, ни на других официальных сайтах. И вот какую информацию все же удалось собрать. Кто получал гранты в Башкирии:

Театр оперы и Балета

2013

Презентация достижений мастеров искусств Башкортостана в регионах России и по Башкирии - 10 миллионов руб.

2015

Постановка оперного спектакля П.И.Чайковского «Орлеанская дева» -

9 миллионов руб.

2016

Творческая программа перспективного развития профессионального музыкально-исполнительского и вокального искусства Республики Башкортостан «Уфа музыкальная» - 13, 5 миллионов руб.

Создание новой постановки - балетного спектакля А.Меликова «Легенда о любви» - 9 миллионов руб.

2017

проект «Русский дуэт – опера и балет» - 13, 5 миллионов руб.

Итого – 55 миллионов руб.

ГКЗ «Башкортостан» (ДК «Нефтяник»)

2013

Этно-фольклорное передвижное шоу - 10 миллионов руб.

2014

Презентация Государственного концертного зала «Башкортостан». Концерт мировых звезд. Лазерная 3D - проекция на здании Дворца культуры «Нефтяник» с применением современных видеотехнологий - 15 миллионов руб.

2015

Проведение Республиканской культурно-патриотической акции «Вспомним всех поименно», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - 1,8 миллионов руб.

2016

Международный конкурс скрипачей под патронатом Владимира Спивакова, всероссийские мастер-классы - 13, 5 миллионов рублей.

Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» - 9 миллионов руб.

Итого – 49, 3 млн руб.

Киностудия «Башкортостан»

2013

Художественный фильм «Визит» о Рудольфе Нурееве, основанный на реальных событиях - 5 миллионов руб.

2014

Международный кинофестиваль национального и этнического кино «Акбузат». Создание условий для кинопроизводства государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Киностудия «Башкортостан» - 10 миллионов руб.

2015

Проведение Международного фестиваля национального и этнического кино «Серебряный Акбузат». Создание условий для кинопроизводства ГУП РБ Киностудия «Башкортостан» - 9 миллионов руб.

2016

Проведение III Международного фестиваля национального и этнического кино «Серебряный Акбузат». Создание интеллектуального кинотеатра - 9 миллионов руб.

2017

IV Международный фестиваль национального и этнического кино «Серебряный Акбузат» - 4,5 миллионов руб.

Итого – 37, 5 млн руб.

Национальный симфонический оркестр РБ

2013

Концерт звезд музыкального искусства Республики Башкортостан и НСО РБ «open air» - 15 миллионов руб.

2017

«Праздник классической музыки» - 9 миллионов руб.

Итого: 24 миллиона руб.

Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури

2013

Постановка мюзикла по пьесе Т. Гариповой «Мактымхылу, Аблай и Кара-Юрга» - 2 миллиона руб.

2014

Презентация башкирского национального театрального искусства «Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури - в спектаклях и лицах» - 10 миллионов руб.

2015

Постановка мюзикла «Юсуф и Зулейха» по мотивам восточных легенд - 1,8 миллиона руб.

2017

Фестиваль «Уфа театральная» - 9 миллионов руб.

Итого – 22, 8 миллионов рублей

УГИИ им. З. Исмагилова

2014

Концерт мастеров искусств Республики Башкортостан и Молодежного симфонического оркестра Республики Башкортостан «Симфоническая ночь» в формате «open air» - 15 миллионов руб.

2017

Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова - 4, 5 миллиона руб.

«100 башкирских народных песен» с аудио-приложением - 1, 8 миллиона руб.

Итого – 21,3 миллиона рублей

Республиканский центр народного творчества

2014

Республиканский конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «От ФОЛКа до МОДЕРНа» - 1 милллион руб.

2015

Изготовление подарочного издания «Монло Башкортостан» - 900 тыс руб.

2016

Международный фестиваль этнической музыки URAL FEST -

9 миллионов руб.

Всероссийский фестиваль сказителей (сэсэнов) - 900 тыс руб.

2017

Проведение фольклорных праздников в городах и районах республики - 9 миллионов руб.

Итого – 20,8 миллиона руб.

ГААНТ им. Ф. Гаскарова

2013

Танцевальная программа «Наследие Ф. Гаскарова - достояние культуры Башкортостана» - 10 миллионов руб.

2014

Межрегиональный фестиваль башкирского танца «Сердце башкурда» - 10 миллионов руб.

Итого – 20 миллионов руб.

Русский государственный драматический театр

2013

Постановка спектакля по пьесе А.Толстого «Любовь – книга золотая» - 5 миллионов руб.

2015 год

Постановка рок-оперы «Акбузат» - 13,5 миллиона руб.

Итого: 18, 5 миллиона руб.

Башкирская государственная филармония им. Х.Ахметова

2015

Постановка спектакля С. Низамутдинова “Как я люблю тебя” - 2 миллиона руб.

2016

Создание и презентация программы «Послы Башкортостана» этно-джазового ансамбля «Орлан» на российских и международных сценах - 4, 5 миллиона руб.

Международный фестиваль оркестров народных инструментов «Зов Урала» - 900 тыс руб.

2017 год

Международный фестиваль национальных культур «Бердэмлек» - 9 миллионов руб.

Презентация творчества композитора Рима Хасанова и народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми - 900 тыс руб.

Итого – 17, 3 миллиона руб.

Государственное учреждение культуры Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан при Министерстве культуры Республики Башкортостан

2014

Культурно-познавательный туристический маршрут «Урал батыр ере». Международный этнофестиваль «Башкирский мед» на территории заповедника «Шульган-Таш» в Бурзянском районе Республики Башкортостан - 10 миллионов руб.

2015 год

Культурно-просветительский проект «Тайны пещеры Шульган-Таш» - 4, 5 миллиона руб.

2017

Международный симпозиум «Музеефикация историко- культурного наследия: теория и практика» - 900 тыс руб.

Итого: 15, 4 миллиона руб.

Музей им. Нестерова

2015

Межмузейный выставочный проект в рамках празднования 95-летнего юбилея Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова - 4,5 миллиона руб.

2016

Организация и проведение юбилейного выставочного и научно-просветительского проекта «Адрес памяти – Воскресенское» (к 45-летию Воскресенской картинной галереи) - 1,8 миллиона руб.

2017

Организация и проведение Республиканской выставки-конкурса «Традиции и духовность» - 900 тыс руб.

Союз Художников (включено сюда, т.к. объект гранта предназначен для музея им. Нестерова – прим. ред.)

Изготовление и установка памятника русскому и советскому живописцу, заслуженному деятелю искусств РСФСР М.В.Нестерову в г. Уфе - 9 миллионов руб.

Итого – 15, 2 миллиона руб.

Хореографический колледж им. Р. Нуреева

2015

Создание первого молодежного национального балета для детей и юношества «Заятуляк и Хыухылу» («Водная красавица») - 900 тыс руб.

2016

Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) имени Рудольфа Нуреева «Малый Нуреевский» - 1, 8 миллиона руб.

2017

Детский балет- сказка «Снежная королева» - 1,8 миллиона руб.

Итого – 4,5 миллиона руб.

Даже из этого перечня видно, что львиная доля грантов главы Башкирии Рустэма Хамитова ушло на проведение различного рода фестивалей. Они безусловно нужны и играют очень важную роль в популяризации искусства и культуры. В них принимали участие звезды мирового уровня. Но есть одно большое НО. Все-таки основное предназначение грантов – это поддержка творческих коллективов, создание новых спектаклей, картин, музыкальных произведений. И рано или поздно ситуация вокруг выделения культурных грантов из тлеющей искры должна была превратиться в большой пожар. Что и случилось в этом году. Вкратце напомним, что скандал возник, когда свое веское слово решил сказать, казалось бы, очень далекий от мира культуры человек, башкирский боксер Хабир Сулейманов. Фонд братьев Сулеймановых подавал заявку на участие в конкурсе министерства культуры и рассчитывал получить 13,5 млн руб господдержки для съемки фильма «Нелегал». Однако заявка была отклонена комиссией без объяснения причин. В жалобе заявитель также указывал, что в постановлении правительства четко не оговариваются критерии оценки заявок и сроки принятия по ним решения.

УФАС признало жалобу обоснованной. Правительству республики было выдано предупреждение о прекращении нарушений, министерству культуры — предписание с требованием в течение недели внести изменения в протокол рассмотрения заявок. Разбирательство теперь продолжается в суде.

Это уже не первый скандал, связанный с распределением грантов. По мнению экспертов, конкурсная комиссия руководствуется не творческой ценностью того или иного проекта, претендующего на деньги государства. Сама система распределения грантов абсолютно непрозрачна и поэтому вызывает вполне определенные вопросы к руководству минкультуры.

Писатель и кинодраматург Зухра Буракаева считает, что в конце концов распределением грантов занимается не частная контора, это бюджетные деньги, и они должны быть контролируемы, в том числе общественностью.

- Вы в курсе, что задолго до защиты вызывают «любимчиков», просят поменять суммы, переделать сметы, делят сумму одного гранта на два проекта? – говорит писатель. - Представляю, что они чувствуют в коридоре перед защитой, глядя на тех, кто волнуется, репетирует емкие речи...

Она приводит несколько высказываний своих коллег по творческому цеху.

Известный режиссер, выпускник столичного творческого вуза: «Я знаю, что ничего не выиграю, но из года в год участвую в этом фарсе. Принципиально. Может, станет стыдно, хотя бы.»

Художник, выпускник престижного столичного вуза, имеющий огромный опыт работы, в том числе за рубежом: «Я говорил в затылки и полубока, меня никто не слушал, все склонились над бумагами, болтали между собой. Это унизительно, скорее всего, больше не пойду».

Деятели кино: «Если гранты даются на большие проекты, где работает целая творческая команда, нельзя давать единолично режиссуре. Нужно защищать грант командой. Иначе режиссер становится диктатором, который знает, что за ним министерство. А разница в гонорарах просто ужасающая. Обидно работать, а деваться некуда, хочется быть в профессии».

- Да, безусловно, благодаря грантам, мы получили прекрасные проекты. Гранты открыли многим возможность проявить себя, реализовать грандиозные планы. Но остается только догадываться, сколько прекрасных проектов мы не увидели и не увидим. Сколько веры убито в людях, которые посвятили свою жизнь служению культуре. Сколько унижений терпят те, которых не пустили в ближний круг – по разным причинам, - считает Зухра Буракаева.

По мнению известного музыканта Рустема Сулейманова, который из-за своей позиции был в свое время уволен с должности дирижера Национального симфонического оркестра Башкирии, девять представителей экспертного Совета, рассматривающего заявки творческих коллективов, являются сотрудниками тех организаций, которые выиграли в 2017 году гранты, что является прямым нарушением законодательства.

Музыкант также считает, что организованные на грантовые средства организации и коллективы сегодня не существуют. Нет в наличии Молодежного симфонического оркестра РБ, нет Молодежного оркестра русских народных инструментов РБ, нет Сводного детского хора РБ, нет Камерного оркестра «Башкирия», не существует Студии мультипликационных фильмов, не существует Студии звукозаписи в ГКЗ «Башкортостан», не существует Передвижной Мобильной Сцены и т.д. А ведь на создание указанных организаций и площадок были выделены гранты главы Башкирии Рустэма Хамитова.

Скандал с министром культуры

Многие деятели культуры республики в неофициальных разговорах признаются, что ситуация с распределением грантов, бесконечной кадровой чехардой, непонятной оптимизацией, связана с фигурой министра культуры Башкирии Амины Шафиковой. Многие отмечают, что именно при ней началась эта тенденция, когда хорошо себя чувствуют только «свои приближенные», когда в немилость к министру попадают целые творческие коллективы. Напомним, что Амина Шафикова пришла на этот пост после ухода с должности министра культуры звезды мировой оперы Аскара Абдразакова. Мы помним, с каким воодушевлением Абдразаков взялся за свою работу, отказавшись от всех своих гастролей. На эту должность его лично уговорил в свое время Рустэм Хамитов, которому в начале своей деятельности на посту главы республики нужны были такие харизматичные личности. Напомним еще раз нашим читателям, чем закончилось пребывание на посту министра культуры Башкирии звезды мировой оперной сцены – уголовным делом против него. Оперного певца обвиняли сразу по двум статьям уголовного кодекса – в растрате бюджетных средств и превышении должностных полномочий. По версии следствия, в 2011 году, когда г-н Абдразаков возглавлял региональное «культурное» ведомство, он поручил подчинявшимся ему бюджетным учреждениям культуры оплатить авиаперелеты своей новой жены Натальи Виноградовой и собственную поездку в Турцию. Ущерб, который якобы министр нанес бюджету Башкирии, оценили в 188 тысяч рублей. Все истраченные средства певец возместил государству еще во время следствия.

После возбуждения уголовного дела против звезды мировой сцены общественность полагала, что новоиспеченный министр просто оказался несведущ в особом порядке расходования бюджетных средств, оговоренном законодательством, и если бы знал о последствиях, вряд ли решился на эти траты. Или попросту его подставило ближайшее окружение.

Всемирно известный артист, практически не раздумывая, согласился возглавить башкирское министерство культуры в 2010 году. Певец чувствовал в себе силы изменить культурную жизнь республики и весьма искренне рассчитывал, что все у него получится. У новоявленного чиновника были планы улучшить жизнь провинциальных артистов, о непростой жизни которых он знает не понаслышке, обеспечить их жильем, изменить репертуар театров, возродить киноиндустрию и клубную работу на селе, наладить гастрольную деятельность, но, по-видимому, не сложилось.

Аскар Абдразаков в интервью для нашего сайта рассказывал, что за недолгое время, а в чиновничьем кресле певец находился почти год, сумел сделать многое, как для имиджа региона, так и для улучшения жизни артистов. Согласитесь, уж не ради кражи 188 тысяч рублей Абдразаков пожертвовал своей карьерой и начал заниматься нелегкой работой в правительстве региона вместо того, чтобы блистать на лучших подмостках Милана, Рима и Парижа.

Глава Башкирии тогда даже не пытался защитить Абдразакова. Хорошо, что суд встал на сторону артиста, решив, что в его действиях нет состава преступления и оправдав г-на Абдразакова по всем обвинениям. Но репутация певца пострадала.

Не только минусы

Даже, несмотря на все эти скандалы, не стоит думать, что культура в Башкирии находится совсем уж в плачевном положении. Жители региона с удовольствием посещают театры, концерты, выставки. В 2016 году 12 наших театров посетили один миллион человек. Средняя посещаемость каждого театра – 76-78 тысяч зрителей.

Пять лет назад цифры были немного другие – 800 тысяч зрителей, средняя посещаемость была 68 тысяч человек. Конечно, это прогресс, примерно 1,5-2,5 процента в год в наших театрах прибавляется зрителей. Появляются новые постановки, они получают признание не только у башкирского зрителя. Тот же опыт проведения два года подряд международного фестиваля искусств «Сердце Евразии» на открытом воздухе показал, что наша публика с удовольствием посещает такие культурные действа. За два года зрителями фестиваля стали более 200 тысяч человек.

Подпишитесь