Число детских суицидов в России в 2016 году выросло почти на 60%, и одной из основных причин роста количества самоубийств являются так называемые «группы смерти» в соцсетях, с таким заявлением выступила на днях детский омбудсмен России Анна Кузнецова. Мы решили провести собственное расследование. И вот что удалось выяснить.
Часть детских суицидов связана с игрой «Синий кит». Сейчас найти эту группу в социальной сети ВКонтакте практически невозможно, так как такие сообщества блокируют, но есть и другие сообщества, которые так или иначе провоцируют детей на необдуманные действия.
Как это происходит? У подростков еще очень неокрепшая психика. Любая ссора с родителями, расставание с любимым человеком кажется им концом жизни и крахом всего. Они пишут грустные посты в социальных сетях, постят эмоциональные высказывания, и всё это они делают, как правило, не на своих, а на фейковых страницах, которую современному ребенку создать довольно несложно.
Что происходит потом: один из так называемых «кураторов» в поиске набивает различные запросы, не будем приводить конкретные хэштеги, но именно благодаря им я нашла несколько желающих поиграть в «игру», в том числе и из Башкирии. Как только «кураторов»-вербовщик находит страницу с такими хэштегами, он начинает заводить диалог с будущей жертвой.
Поскольку цель у меня была противоположная - вывод из депрессии, а не углубление в нее, я написала девочке, которая готова была к крайним мерам. Назовем ее условным именем Саша. Школьница живет в одном из небольших городов Башкирии, переписка наша длилась несколько дней. Сначала я вошла к ней в доверие (это основное условие, чтобы спасти человека), она рассказала мне, что у нее разводятся родители, что бросил парень, и она не хочет теперь жить.
- Ты играешь в «игру», - спросила ее я.
- Нет, но хочу, мне уже писали и предлагали, я пока думаю, - ответила Саша.
Саше предложила вступить в «игру» девочка из Киева. Кстати, одним из правил для тех, кто в «игре», является вербовка других подростков. Так что девочка из Киева - либо куратор, либо игрок. Далее у меня был долгий многочасовой разговор Сашей. Я ей рассказала о своей жизни и о том, что я ее понимаю. Сказала, что в ее возрасте, когда мне было плохо, я писала стихи. И тут попала в точку.
Оказалось, Саша тоже пишет стихи, и она показала мне несколько своих творений. Скажу сразу, у нее неплохие задатки, о чем я тут же ей сообщила. Оказалось, школьница еще увлекается спортом. Дело было за малым.
Мы с ней договорились, что она продолжает писать и выливать свой негатив исключительно на бумагу, спортом она снимает стресс, и, если ей станет очень плохо, она просто пишет мне. Я, конечно, попыталась убедить ее, что необходим разговор с родителями, что надо рассказать им о своих тревогах. Но, как оказалось, доверять она может только папе, и пока на откровенный разговор с ним она не готова. Но согласилась со мной, что о «Синем ките» и прочей лабуде она забывает. Общалась она со мной со своей второй фейковой страницы, узнать, что у нее есть еще один аккаунт, не составило труда. Ведь мало кто из школьников готов плакаться на своей реальной стенке.
За несколько дней своего расследования я сама получила несколько сообщений с вопросами «Играешь ли ты в кита?», «Хочешь ли ты поиграть?». Но то ли у меня была не слишком депрессивная страница, то ли времени мало прошло, приглашение в игру я пока не получила. Зато узнала, пока общалась с подростками, как это всё происходит. Теперь игроки собираются в беседы, больше нигде о том, что игра началась, они не сообщают. И только получая задания (а их порядка 50), они постят специальные хэштеги, которые социальная сеть иногда банит, присылают фотоотчеты в беседу и еще больше погружаются в состояние упадка.
Многие из тех, кто «в игре», не являются игроками, они сопровождающие. Поэтому, когда ты общаешься с ними, пытаешься войти им в доверие, они отшучиваются и иногда агрессируют. Тут сразу становится понятно, кто этот человек и для чего. И разумеется у них тоже фейковые странички.
Находиться в состоянии депрессии, пусть даже мнимой, очень тяжело. Смотреть, лайкать, постить картинки о смерти - морально больно. А ведь игроки еще и видео о самоубийствах смотрят, причем по заданию они это делают утром в 4:20. На протяжении нескольких дней у них есть такое правило - просыпаться в назначенное время (ранним утром) и просматривать видео, которое, сразу скажу, у нормального человека вызовет шок. Но для зомбированных подростков это становится нормой. Например, после того, как они вырежут себе кита на руке лезвием, нанесут себе еще какие-то увечья и начнут просыпаться рано утром, то школьник превращается в самый настоящий пластилин, и теперь из него можно лепить все, что захочется. Тем более, кураторы запрещают им общение с друзьями, родителями, и подросток остается наедине со своей болью, а организаторы просто подливают масла в огонь.
В эту игру не играют только те, у кого есть доверительные отношения с родителями и есть куда направить свою энергию, пусть то будет спорт или творчество. Только таким детям не до суицидальных мыслей, они избавляются от негатива иным образом.
Мы продолжим это расследование. А пока помните: жизнь у нас одна.