Posted 23 июня 2016, 22:07
Published 23 июня 2016, 22:07
Modified 10 ноября 2022, 18:37
Updated 10 ноября 2022, 18:37
На этой неделе Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил создать в 17 регионах страны туристско-рекреационные кластеры. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте правительства.
Кластеры будут созданы в республиках Татарстан, Марий Эл, Коми, Дагестан, Карелия, в Удмуртской республике, а также в Новгородской, Вологодской, Новосибирской, Московской, Мурманской областях. Помимо этого, поручено основать кластеры в Брянской, Волгоградской, Тульской, Архангельской областях, а также на территории Краснодарского края и в Забайкальском крае.
Как мы видим, Башкирии в этом списке нет. Медиакорсеть попыталась разобраться, почему за 5 лет развитие внутреннего туризма, о котором так много и часто говорил глава Башкирии Рустэм Хамитов, так и осталось по сути бумажно-говорильным проектом. Начнем в хронологическом порядке.
9 марта 2011 года в Уфе Хамитов проводит одно из первых совещаний, посвященных въездному туризму. Тогда было сказано, что количество настоящих туристов в республике сократилось на 15 процентов. Причем значительная их часть приезжает в Башкортостан по работе.
Отдельно глава республики остановился на развитии событийного туризма:
- Нам надо продумать эту нишу. Например, сабантуй. Это знаковое мероприятие, на которое можно приглашать гостей из других стран.
Также глава республики отметил, что Башкортостан не участвует в федеральных программах по развитию туризма.
- Хватит нам стоять в стороне! Нужно предлагать конкретные идеи, - сказал тогда Рустэм Хамитов.
На совещании был предложен большой проект - суперкластер «Башкортостан». На его реализацию требовалось 20 миллиардов рублей. Впрочем, к этой программе мы еще вернемся.
В 2011 году в республике начинают развивать социальный туризм для пенсионеров и инвалидов. Благое дело. Однако уже в самом начале пути появилось много жалоб от самих отдыхающих и турагентств, которые обвинили власти в отсутствии конкуренции и явном тяготении к одной из турфирм. Все СМИ республики активно пропагандировали идею социального туризма, инициатором которой выступил Хамитов, показывали нам счастливых пенсионеров.
Теперь вспомните, когда вы читали последний материал о социальных туристах в башкирских газетах или видели сюжеты по телевидению. На официальном сайте соцтуризм.рб последняя информация была размещена в июле 2015 года. Справедливости ради отметим, что по информации Госкомитета по предпринимательству и туризму в 2015 году на социальный туризм было выделено 55,8 млн рублей. В социальных турах отдохнули 6647 человек. В бюджете на 2016 год на реализацию этой подпрограммы заложено меньше денег - 49,4 миллиона рублей.
16 октября 2012 года глава Башкирии проводит заседание правительства, на котором обсуждается механизм управления туристическими кластерами. Хамитов предлагает искать инвесторов и критикует чиновников, которые, по его словам, препятствуют развитию детского внутреннего туризма.
- Было бы здорово, если бы дети из дальних районов республики могли приезжать в Уфу, чтобы посещать наши музеи. Но наши чиновники не хотят в этом помогать, - говорит Рустэм Хамитов.
Много ли детей из отдаленных районов приехало в столицу Башкирии посмотреть музеи?
В 2012 году в Башкирии принимают региональную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Башкирии на 2012-2016 годы». На нее планировалось выделить почти 20 миллиардов рублей. В программе было много различных целевых показателей и разного рода задач.
Приведем лишь один любопытный момент. Разработчики документа писали о создании и развитии интегрированного туристического, туристско-рекреационного и автотуристского кластеров в Башкирии. Особое наше внимание привлек интегрированный туристический кластер «Bashkortostan World Centre». Он должен был представлять собой комплекс объединенных под одной крышей магазинов, аттракционов, отелей различных категорий, предприятий общественного питания, крытого круглогодичного ледового катка, мини-Диснейленда, аквапарка. Центром, интегрирующим все перечисленные объекты, должен быть стать брендовый молл «Ghermezian Mall». Интегрированный туристический кластер «Bashkortostan World Centre», по мнению продолжателей дела великого махинатора Бендера, должен был быть размещен в Уфе и стать центром притяжения в республику туристского потока объемом предположительно пять млн человек в год к 2015 году.
Что же в сухом остатке? Вы видели в Уфе этот комплекс? Мы его тоже не нашли. Не приехали в Башкирию и 5 миллионов туристов. Судя по различным источникам, в прошлом году в республике побывало около 800 тысяч жителей из других регионов России и стран мира.
Однако вспомним один маленький факт. В 2015 году Уфа принимала саммиты ШОС и БРИКС. И складывается ощущение, что именно это событие международного масштаба привлекло в регион почти миллион туристов.
А где же обещанные 5 миллионов и где все эти кластеры и самое главное, на что ушли 20 миллиардов рублей? Да чуть не забыли, аквапарк в Уфе открыли. Глава Башкирии его хорошо пропиарил, ведь как писали СМИ республики, строительство объекта находилось под его личным контролем. Многие утверждали, что значение аквапарка для развития внутреннего туризма в регионе трудно переоценить и смело говорили, что этот объект привлечет в Уфу гостей из близлежащих регионов. По словам Хамитова, с открытием аквапарка для жителей республики закончилось время изнурительных поездок в Самару, Казань, Москву, Магнитогорск в поисках водных аттракционов. Он выразил уверенность, что в уфимском аквапарке всегда будет много посетителей. Но жители Башкирии по-прежнему едут в Казань и Самару, а наш аквапарк так и не стал местом семейного отдыха, отметившись рядом происшествий.
Продолжим дальше. В апреле 2014 года в Башкирии активно начинают продвигать национальные туристические бренды «Золотой пояс Урал-батыра», «Урал-батыр ере», проводят презентацию башкирского чая «Кэкук сэйе» (Кукушкин чай»), которые должны активно привлекать туристов почему-то только из Уральского федерального округа. Событийный, этнографический туризм давно уже стали одними из самых перспективных и востребованных направлений развития отрасли, но видимо не для Башкирии. Идея была хорошая, только вот где ее реальное воплощение?
В этом же году глава Башкирии продолжает активно продвигать идею развития экологического туризма, агротуризма, этнотуризма, совмещенного с изучением родных языков. Хамитов предлагает отправлять людей в сельскую местность, чтобы поучиться языку.
- Порой можно не в школах ребятишек учить, а в сельской местности можно. Когда ребенок находится в естественной среде и быстро овладевает языком. И наоборот – можно из сельской местности ребят направлять в города, - говорит глава республики на пятом съезде муниципальных образований.
Очередь из городских школьников, желающих поехать в деревню изучать языки, так и не появилась.
На этом же форуме Хамитов опять вспоминает о брендах. Мы узнаем, что Стерлитамак позиционируется как «город 3D»: «Dом. Dело. Dвижение». Много ли жителей второго по величине города республики теперь помнят о том, что они тридэшники?
Год 2015. Уфа принимает саммиты, построены гостиницы мирового уровня, приехало много зарубежных гостей. Неделю все СМИ писали о нас. Форумы прошли, шумиха утихла, гостиницы стоят полупустые, туристов, которые должны были толпами повалить в республику, мы не видим.
В конце 2015 года глава Башкирии заявляет, что активному развитию внутреннего туризма в регионе во многом препятствует «инфантильность» бизнеса, а существующий объем и качество предлагаемых услуг не отвечают требованиям потенциальных клиентов. Нашлись те, на кого можно перевести стрелки за неудачные проекты. Бизнес виноват в том, что туризм не развивается.
- Посмотрим первый опыт проведения новогодних праздников, когда значительная часть наших активных сограждан не уехала отдыхать за границу. Посмотрим, как наши бизнес-структуры смогут обеспечить запросы людей, которые остались отдыхать в республике. Проведём эксперимент, а потом, после новогодних каникул, подведём итоги, посмотрим, как отработали горнолыжные курорты и т.д. А после этого поставим оценку, в том числе себе, - заявил тогда Хамитов.
Каникулы прошли давно, только вот оценку себе и региональной власти в области развития туризма глава региона не решился поставить. Не захотелось в ряды «двоечников» вступать?
Зато гостевую юрту Кыш-бабая рядом с Тратау открыли. Идею, правда, позаимствовали у коллег из Татарстана. Свои идеи, видимо, к этому моменту уже закончились. Создатели «Резиденции Кыш Бабай и Кар Кызы» в Татарстане были против, ведь их проект был еще создан в 2009 году. Данное словосочетание и проект зарегистрированы в Российском патентном сообществе. Даже татарстанский Кыш Бабай посетовал на то, что ему постоянно приходится объяснять детям, что он такой один-единственный. Вот уж нашим друзьям кстати уж грех жаловаться, могли бы и поделиться по-соседски с нами своими туристами. По официальным данным в 2015 году Татарстан посетило почти 3 миллиона туристов, из них чуть больше 2 миллионов - Казань. При этом по сравнению с прошлыми годами средний срок пребывания туристов в Казани вырос до трёх-четырёх дней.
Споры по принадлежности Кыш Бабая до суда не дошли, в Ишимбайском районе резиденцию башкирского Деда Мороза открыли, но посетителей в дни новогодних каникул там было мало. Не поверили родители и дети в нашего аналога сказочного дедушки.
И наконец, год 2016. Глава Башкирии совсем недавно во время заседания Русского географического общества опять вспомнил, что он сам был туристом, исходил все пещеры, занимался спелеологией и в очередной раз пригласил всех попутешествовать и поездить по республике.
Хотя идей на бумаге в Башкирии по-прежнему в избытке. Мы сейчас хотим, чтобы к нам приезжали десятки тысяч китайцев по так называемому «Красному маршруту». Правда, задачу ставят хорошо принять как минимум 50 китайцев. Придумываем новые кластеры, связанные с водохранилищами и крупными озерами, закладываем полтора миллиарда на развитие «Бурзянского кластера». Непонятно на что и как расходуем бюджетные средства. Закрадывается мысль о каких - то коррупционных схемах в в вопросах развития внутреннего туризма и нецелевом использовании денег, выделяемых из государственной казны. На бумаге одно, а в реальной жизни мы видим факты, которые были изложены выше в нашей статье.
Однако, напомним с чего мы начали. Башкирия не попала в число 17 регионов страны, где будут созданы туристско-рекреационные кластеры. Обидно, кстати, за родную республику, очень обидно.
«Башкирия – вторая Швейцария» – устойчивое и знакомое многим утверждение. Похожее на правду, но только похожее, потому что это не так. Действительно, где ещё встречается сочетание на территории одной республики столь разнообразных природных ландшафтов? Здесь и тундра, и тайга, бескрайние леса и живописные горные массивы, реки, озёра, степи… А пещеры, некоторые из которых упоминаются ещё в древних эпосах? А целительные источники? Кто вот так навскидку назовёт ещё хоть одно такое место? Но Башкирия до сих пор так и не стала объектом международного паломничества туристов.
В нашем следующем материале, посвященном проблемам развития внутреннего туризма в Башкирии, мы приведем мнения экспертов, которые выскажут свою точку зрения на то, почему у нас в республике за пять последних лет мы так и не смогли добиться ощутимых результатов в сфере туриндустрии. Напоследок предлагаем нашим читателям насладиться прекрасными видами уникальной природы Башкирии, которые запечатлела наш фотограф Кристина Дейнеко. Может быть, и вам после увиденных фотографий захочется посетить эти места и воочию увидеть всю эту красоту.