- «Невысокая активность посещения кинотеатров связана с развитием интернета» - это цитата из материала одного солидного СМИ, посвященного последнему опросу по Году российского кино.
Такая мысль прозвучала в ответ на мой вопрос и у Владимира Владимирович Путина на «Форуме Действий» Общероссийского народного фронта в Йошкар-Оле. Тогда я попросил вернуть мне микрофон, но высказаться не успел.
Дело в том, что есть две аудитории: те, кто предпочитает смотреть фильмы дома через интернет, и те, кто ходят в кинотеатр. Это совершенно разные группы и они не пересекаются. На сегодняшний день самые развитые кинорынки у Америки и Китая, на третьем месте Япония. Англия, Корея – все остальные находятся примерно на одном уровне. Это что же получается, что в этих странах нет интернета? Поэтому люди массово ходят в кинотеатры? Один из последних блокбастеров «Первый мститель» только за первую неделю проката в США собрал 181, в Китае 96, а в Корее и Англии по 50 млн долларов.
Интернет-технологии в этих странах развиваются ничуть не хуже, а первые пиратские торрент-трекеры и онлайн-кинотеатры и вовсе пришли к нам именно из США. Самый известный ресурс piratbay(пиратская бухта) базируется именно в Америке, пользуются им во всем мире. Как и у нас, звездно-полосатые орлы не раз пытались заблокировать сайт, но ничего у них не получилось.
Гигантские кассовые сборы как зарубежных, так и своих китайских, японских, корейских, английских и других фильмов достигаются за счет повсеместной доступности кинотеатров, которой у нас, к сожалению нет.
Доступный выход в сеть возможен также лишь в крупных мегаполисах. Маленьким городам, районам, селам и деревням, мягко говоря, далеко до широкополосного интернета. И даже когда он будет, потребность в кинотеатрах никуда не денется, потому что эти две аудитории не пересекаются. Вспомните, как телеканал «Перец» переманил к себе топовых интернет блогеров и хотел вернуть к голубому экрану миллионы пользователей. Эксперимент так и назывался «Из интернета – в телевизор». Где теперь «Перец»? Вместо него на этой же частоте появился «добрый, честный и семейный» телеканал «Че».
Обвинять в плохой рентабельности и повсеместном закрытии государственных кинотеатров интернет - это всё равно, что со слезами на глазах сделать заявление: ««Обитаемый остров» с треском провалился из-за дождей. Погода была плохая, вот никто в кинотеатр и не пошел».
Никакие квоты на зарубежные фильмы не поднимут нашу индустрию. У нас не такой большой рынок, чтобы диктовать студиям свои условия (в отличии от Китая, по просьбе которого голливудские воротилы вырезают некоторые сцены и добавляют новые, главное - попасть в прокат). Максимальная аудитория упала с 87 миллионов зрителей до 5-7 не из-за современных технологий. Режиссеры, продюсеры и сценаристы заинтересованы в том, чтобы зарабатывать деньги на своих картинах еще на стадии съемок. Они хотят получать награды и сами себе их дарят. Зрители и индустрия им в принципе без разницы, главное - чтобы фонд выделил деньги.
У нас так называемые творцы стоят у руля индустрии и доказывают свою уникальность. Никто не собирается возрождать ту гигантскую сеть кинотеатров, которая меньше 30 лет назад охватывала всю нашу Родину.
Полная коммерциализация рынка довела нас до того, что в Год российского кино, 9 мая, на протяжении всех праздников главной премьерой у нас стал американский блокбастер «Первый Мститель: Противостояние». Со злобными русскими в открывающей сцене. Им, правда, замазали знаки отличия с триколора на черные эмблемы. Но только в российской версии, если не верите, сравните оригинальный трейлер с дубляжом.
«58 процентов проживающих в центре горожан считают, что в Уфе достаточное количество кинотеатров», бесспорно, так оно и есть. Опрос надо проводить в отдаленных районах и других городах Башкортостана. «Ещё недавно у вас было два (три, четыре) кинотеатра, а сейчас нет не одного, вас это устраивает?». Согласно данным, «каждый пятый опрошенный отдает приоритет современному российскому кино», давайте посмотрим, насколько это соответствует правде. За любимые фильмы, как известно, голосуют рублем. Вот таблица самых кассовых картин России (сумма сборов представлена в долларах США):
Аватар | 119 903 638 |
Пираты Карибского моря: На странных берегах | 63 670 033 |
Сталинград | 51 760 472 |
Шрэк навсегда | 51 563 536 |
Кот в сапогах | 50 585 502 |
Ледниковый период 4 | 49 949 934 |
Ирония судьбы. Продолжение | 49 918 700 |
Мадагаскар 3 | 48 921 000 |
Трансформеры 3 | 45 192 675 |
Трансформеры 4 | 45 176 341 |
Хоббит: ПустошьСмауга | 44 946 959 |
Ледниковый период 3 | 44 619 281 |
Железный человек 3 | 44 507 708 |
Хоббит: Нежданное путешествие | 43 846 779 |
Мстители | 43 412 056 |
Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2 | 42 816 364 |
Алиса в странечудес | 42 134 640 |
Мадагаскар 2 | 40 665 152 |
Ёлки 3 | 38 067 427 |
Стражи Галактики | 37 881 775 |
Малефисента | 37 846 941 |
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II | 37 185 546 |
Люди в черном 3 | 36 630 544 |
2012 | 36 626 308 |
Тор 2: Царствотьмы | 35 835 927 |
Форсаж 7 | 35 066 998 |
Гадкий я 2 | 34 905 825 |
Зверополис | 34 744 628 |
Вий | 34 592 118 |
Адмиралъ | 34 518 207 |
Всего 30 фильмов, все они довольно свежие и выходили в течении последних 7 лет. Если бы каждый пятый зритель предпочитал российское кино, отечественных фильмов во всем списке было бы не 5, а гораздо больше. У нас есть отличные режиссеры, которые снимают прекрасные фильмы: «Битва за Севастополь», «Август Восьмого», «Мы из будущего», свежий «Экипаж» вполне могли бы попасть в этот список. Как и некоторые другие великолепные, мощные картины, с тем самым непередаваемым русским духом. Вот только возможность познакомиться с ними у многих желающих отсутствовала и отсутствует, по понятным причинам. И это очень печально.