Posted 24 марта 2016, 18:01
Published 24 марта 2016, 18:01
Modified 10 ноября 2022, 18:39
Updated 10 ноября 2022, 18:39
Система подготовки стратегии социально-экономического развития Башкирии в 2015 году основывалась на выполнении научно-исследовательских работ по 12 лотам. Лоты были выставлены на конкурс и победители в конкурсном отборе были объединены в единую рабочую группу. В основном победителями стали республиканские вузы, с имеющимися специалистами в тех или иных областях, связанных с тематикой лотов. Стратегия должна была определить основные перспективы и направления государственной политики повышения уровня и качества жизни, благосостояния населения, развития человеческого потенциала.
Но недовольство промежуточными результатами разработки, вызвало смену координаторов проекта. В итоге созданием плана развития региона до 2030 года будет заниматься обновленная команда с участием академии наук республики и московской школы управления «Сколково».
Причины столь неэффективного подхода кроются в несправедливом распределении ресурсов и профессиональной активности руководителей лотов, которые обязаны были дорабатывать за «рабочими лошадками», и обладать стратегическим мышлением. Во-первых, «рабочие лошадки» были финансово и социально-эмоционально немотивированными. Они должны были подготовить материал за лето 2015 года по своим лотам и представить качественный материал, который постоянно требовал корректировки. Во-вторых, финансовые ресурсы распределены не по объему и качеству работ, а по занимаемой позиции в иерархии управления. В третьих, недостаточность стратегического мышления разработчиков стратегии, на всех уровнях рабочей группы, возможно, будет компенсирована за счёт подключившейся МШУ «Сколково». Куда на повышение квалификации отправятся только «избранные».
Новшество при разработке обновленной стратегии, внес институт социально-политических и правовых исследований Академии наук РБ, представители которого проведут изыскания среди жителей республики по различным направлениям: работе, здоровью, материальным и жилищным проблемам, политике, развитию социальной сферы и другим областям. Разработчики стратегии социально-экономического развития региона уверены, что работа над стратегией невозможна без учета мнения населения, а опрос населения поможет выявить проблемы и потребности, с которыми сталкиваются жители Башкирии в повседневной жизни и сформирует комплексный подход к разработке документа. Неужели, мы так далеки от чаяний народа, что не знаем, каковы запросы населения? А также, сможет ли народ информационно выстроить точки роста вокруг основных приоритетов «Стратегии-2030»: маркетинга региона, межрегионального взаимодействия и развития экспортного потенциала?
Также необходимо учитывать возможную федеральную реформу перехода от ручного управления, от работы по поручениям, к проектной модели, где вертикальная модель «поручений» дополнит проектный подход, позволяющий развить горизонтальные связи. Это попытка заставить бюрократический аппарат работать по определенным принципам и приоритетам, вместо того чтобы бросаться выполнять ежедневные и часто противоречащие друг другу поручения.
Опыт российских регионов и муниципалитетов показывает мобильность и адресность применения проектных подходов. Например, в Казани малый и средний бизнес, занятый в приоритетных областях, таких как производство изделий художественно-народных промыслов, организация частных детских садов, а также хостелов, мини-отелей и гостиниц на год освободили от уплаты процентов по кредитам. Как и прежде, воспользоваться льготным кредитованием могут те, чей бизнес имеет социальную направленность и связан с такими отраслями, как ЖКХ, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание населения и другие. Помимо этого, в 2016 году в список приоритетных сфер включены культура, физкультура и спорт. Лучше стали и условия получения финансовой поддержки. В частности, вдвое, с пяти до десяти миллионов рублей, увеличена максимальная сумма кредита, получить который можно на срок до трех лет. При этом субсидируемая часть процентной ставки банка в течение первых двух лет действия кредитного договора составляет 10 процентов (а по приобретению муниципальной недвижимости – 12 процентов) годовых. Есть и другой муниципальный проект. С апреля в Казани изменится порядок предоставления малому и среднему бизнесу муниципального имущества на льготных условиях. Предпринимателям предложат на выбор сто помещений в различных районах города в аренду сроком на пять лет. Объекты достанутся тем, кто на открытых аукционных торгах предложит за них наибольшую цену. Но платить за аренду первые два года не придется. На третий год надо будет внести 25 процентов от размера ежегодной арендной платы, на четвертый – 50, на пятый – 75 процентов. Такие условия позволят предпринимателям привести помещения в порядок и в течение года начать использовать их по целевому назначению. Стратегически разработчики программы предвидели подводные камни, и поэтому в договорах об аренде будет оговорен и запрет на передачу имущества в субаренду, и обязательность целевого использования объекта. Нарушителей ждет штраф, который, к примеру, для юридического лица составит от 200 до 300 тысяч рублей.
Дело в том, что предлагаемый план стратегии социально-экономического развития Башкирии предполагает развитие человеческого потенциала, то есть накопление современных знаний и умений социумом. А если рассматривать подход стратегически, не учитывается формирование не только человеческого потенциала, но и организационного и потребительского потенциалов. Другими словами, сформировав человеческий потенциал, мы становимся умными, но, к сожалению, бедными, так как, обладая знаниями, но, не формируя современные техники и технологии, организаторские способности и устойчивые связи с партнерами мы не достигнем требований времени. И это проблема не только разработки республиканской социально-экономической стратегии.