Реставратор из Андорры: «У Каповой пещеры очень неухоженный вид»

7 декабря 2015, 13:18
В Башкирии подвели итоги первой международной археологической экспедиции по очистке стен уникального пещерного комплекса с доисторической наскальной живописью Шульган-Таш, или Капова пещера, от современных граффити. Местным специалистам во главе с реставратором из Андорры Антоном Эудалем Гийаме удалось спасти от современных рисунков и надписей углем, масляными красками, глиной, чернилами и даже губной помадой 14 квадратных метров стен. Под слоем «шедевров» наших современников обнаружено пять пятен красно-охристого оттенка. Предполагается, что это следы доисторических рисунков, которыми славится Капова. На вопрос, так ли это, предстоит ответить экспертам.

Обыкновенный вандализм

Впереди у ученых еще много работы. Общая площадь изуродованных руками наших современников пещерных сводов, которую предстоит привести в порядок, – 120 квадратных метров. Возвращение Каповой пещере оригинального облика – одно из важнейших условий включения комплекса в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Попытки удалить современные рисунки со стен Шульган-Таша предпринимались и ранее, однако успехом не увенчались. До недавнего времени в России не было специалистов, владеющих необходимыми технологиями, поэтому было принято решение пригласить для обучения работе с палеолитической живописью и технологиям очистки пещерных комплексов от граффити г-на Гийаме.

Первый этап работы по восстановлению исторического облика пещеры занял десять дней. Как утверждает Антон Эудаль Гийаме, башкирская пещера уверенно лидирует в списке пострадавших от рук вандалов доисторических комплексов. Масштабы бедствия в Каповой сопоставимы разве что с граффити на потолке французской пещеры Руффиньяк, известной также как пещера Тысячи мамонтов. Остальные доисторические объекты тоже не избежали воздействия антропогенного фактора, но в них граффити исчислялись десятками, в то время как в башкирской пещере их тысячи.

– Когда в первый раз мы зашли в пещеру, мне казалось, что сделать это будет невозможно, – рассказывает г-н Гийаме о своей работе. – В пещере неисчислимое множество граффити, у нее очень неухоженный вид. Ежегодно в Шульган-Таш приезжало большое количество туристов, и почти каждый оставлял память о себе на стенах. Сегодня это единственная в мире пещера с наскальной живописью, где еще осталось граффити. Мы работали в трех зонах: во входном коридоре, зале на первом этаже и Зале знаков. Сейчас вид этих стен изменился, они вернулись к естественному состоянию.

Как уверяют ученые, современные методики очистки стен позволяют почти полностью избавиться от творений вандалов, не повреждая исторический слой. Сложности возникли при реставрации оставленных туристами надписей-насечек, но и с этой проблемой можно справиться. К тому же часть граффити оказалась нанесена прямо поверх уникальных доисторических рисунков, поэтому работа по очистке требовала особой осторожности.

При реставрации ученые использовали только природные компоненты и абразивы, такие как вода и песок, поскольку применение агрессивных химических веществ могло самым негативным образом отразиться на микроклимате в пещере. Кстати, в ходе экспедиции было принято решение оставить на стенах Шульган-Таша одну из подписей, сделанную на латинице в 1936 году. Предположительно она принадлежит башкирскому писателю и политическому деятелю Габдулле Амантаю.

Пещерный парадокс

Также реставраторы провели эксперимент по удалению с поверхности пещеры естественных кальцитовых наплывов. Пробная очистка, проведённая на фрагменте оригинального доисторического рисунка размером два на два сантиметра, оказалась успешной. По уверениям ученых, для опыта был выбран самый сложный участок.

– Мы убедились, что наплывы можно снять, – сообщил г-н Гийаме. – После очитки на рисунке останется лишь тонкая прозрачная пленка кальцита. Но такая работа – лишь временная мера. Ведь с годами стены пещер вновь покрываются наплывами, как например, рисунок, очищенный от кальцитов примерно полвека назад Отто Бадером. Пещере необходима превентивная консервация, нам предстоит научиться контролировать климат микросистемы. Это лучше, чем постоянно воздействовать на рисунки.

По словам представителей Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия при республиканском минкульте, посетившая Шульган-Таш в 2014 году комиссия ЮНЕСКО дала целый комплекс рекомендаций для скорейшего включения пещеры в список всемирного наследия.

Обязательными условиями попадания в заветный перечень стали: приведение в первозданный вид, стабилизация микроклимата вплоть до консервации объекта, наличие серьезных научных исследований, урегулирование отношений между собственниками природного заповедника и доисторического комплекса и постройка вблизи Шульган-Таша музейного комплекса для привлечения потока туристов. Иными словами, как выразились башкирские ученые, «нужен ярко выраженный культурный интерес, благоустроенная инфраструктура и сохранность». Иначе не видать Каповой пещере всех преимуществ, которые дает статус.

– Перед нами стоит задача – строительство хорошего, современного европейского комплекса, где будут представлены копия пещеры и музей доисторической эпохи. Поскольку с включением в список всемирного наследия интерес к объекту сильно увеличится, мы должны достойно принимать туристов международного уровня, - считает директор Научно-производственного центра при минкульте Данир Гайнуллин.

Также Данир Ахмадеевич пояснил, что сегодня у пещеры не определен единый собственник.

– Сложилась парадоксальная ситуация – сама пещера находится в ведении республики и историко-культурного музея заповедника, а вход в нее закреплен за федеральным природным заповедником, – сказал он. – В ЮНЕСКО же требуют, чтоб был один пользователь, готовый взять на себя ответственность за сохранность объекта.

«Нас ожидает еще много открытий»

Однако если обратиться к официальному перечню необходимых и достаточных критериев, по которым исторический объект может быть отнесен к культурному наследию, то они сильно разнятся с якобы озвученными представителями ЮНЕСКО в Башкирии.

Чтобы попасть в список ЮНЕСКО, Каповой пещере достаточно обладать хотя бы одной из перечисленных ниже особенностей: быть шедевром человеческого созидательного гения; быть уникальной для какой-либо культурной традиции или цивилизации; быть выдающимся примером иллюстрации значимого периода истории человечества; быть образцом человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений… Пожалуй, остановимся. Всем этим требованиям Капова отвечает в полной мере. Более того, увидевшим плачевное состояние шедевра экспертам ЮНЕСКО, если они и впрямь заботятся о сохранении культурного наследия, впору было бить тревогу и ставить вопрос о срочной консервации объекта и придании ему международного статуса. Почему это до сих пор не сделано?

Как рассказал г-н Гийаме, все дело… в квоте. За один календарный год от каждой страны перечень может пополнить лишь один объект. Так, буквально на днях в список культурного наследия ЮНЕСКО включили национальный праздник типа ночи Ивана Купала, который ежегодно проводят в его родной Андорре. Площадь этой маленькой страны, заметим, в полтора раза меньше Уфы, а квота та же: одна страна – один объект в год. То есть по идее всемирным достоянием мог бы признан и наш башкирский сабантуй, и другие природные и исторические достопримечательности Башкирии. Но очередь российских объектов, которые достойны лучшей доли и ждут того часа, когда их наконец-то признают на уровне ООН, растянулась на годы вперед. По подсчетам специалистов, Капова пещера находится в начале этой очереди и попадет в список года через два.

А пока археологам и геологам предстоит провести комплексный анализ образцов из пещеры на предмет точной датировки, а реставраторам – избавить Шульган-Таш от всех имеющихся творений рук вандалов. Работы займут от 50 до 60 дней. В октябре 2016 года Капова пещера вернет исторический облик. Методы и приемы, освоенные башкирскими специалисты в ходе очистных кампаний, будут позже применены при избавлении от граффити других пещер Урала. А со временем в Башкирии планируют открыть всероссийский центр по реставрации пещерных комплексов.

– В самой пещере тайн и секретов останется еще наших детям, – уверен Данир Гайнуллин.– Нас ждет еще много открытий. Думаю, это не единственная пещера на Урале с подобной живописью.

#Общество #Новости
Подпишитесь