Свои претензии протестующие высказали на круглом столе в Госсобрании РБ. Теперь депутаты предлагают перенести строительство в Новоалександровку, чтобы спасти инвестиционную репутацию республики.
Решение о выделении площадки в заброшенном поселке осталось за мэрией Уфы.
Напомним, о начале строительства крематория не было известно до начала забивки свай. Но как только информация о возведении ритуальных печей просочилась, тут же поднялась волна протеста местных жителей.
Как заявила депутат Госсобрания РБ Руфина Шагапова, группу в тысячу человек «проигнорировать не можем, даже если будет доказана экологическая безопасность этого заведения».
- Мы столкнемся с тем, что документы в порядке, но протестную группу это вряд ли остановит, - объяснила парламентарий. - Хотелось бы не повторять ошибок прошлого, как это было со строительством завода «Кроношпан».
Крематории работают в 12 крупных городах России, и по данным башкирских депутатов, загружены только наполовину.
Но, с другой стороны, в Уфе ежегодно нарезаются по пять-шесть гектаров под новые захоронения, и вопрос появления ритуальных печей давно назрел.
По словам руководителя инициативной группы Александра Арманда, селяне не против крематория в принципе, но «пусть мегапохоронный комплекс будет не здесь». Общественники перечисляют более двух десятков аргументов против возведения ритуального учреждения - от исчезновения липовых медоносных лесов до опасности взрыва. В большинстве доводы сводятся к тому, что «наши дома засыплет пеплом сожженных трупов», а из окон будет открываться вид на мрачное сооружение.
Директор компании «Уфимский Дом Ритуальных услуг» Радик Шакиров попытался убедить противников стройки, что они стали заложниками стереотипов, а санитарная зона крематория соответствует всем требованиям.
- Расстояние до жилых домов должно быть 500 метров, а колумбарной стены – 50 метров, - пояснил г-н Шакиров. - До крайнего дома в поселке Чернолесовский - 1600 метров, Мударисово – 1800 метров, Подымалово – 3500 метров, Дмитриевка – 2200 метров, Николаевка – 4100 метров, сады «Курасково» - 2000 метров. Площадка строительства крематория удовлетворяет всем требования законодательства.
Бизнесмен рассказал, что будущий крематорий представляет из себя одноэтажное здание на 1070 квадратных метров с чешской печью TАВО-СS.
- Час работы крематория по выбросу вредных веществ сопоставим с 10-12 работающих легковых машин, - говорит он. - Будет дополнительный фильтр. На выходе из трубы – теплый воздух без запаха.
Начальник отдела промышленной экологии НИИ безопасности жизнедеятельности Рустем Давлетшин подтвердил, что выбросы крематория не опасны.
- Критически опасных веществ в составе выбросов нет, это те же выбросы, характерные для печей ОГВ - оксид углерода и закиси азота, - сказал он.
Радик Шакиров рассказал, что работал над документацией крематория с 2006 года, и «было непросто найти финансирование», банки его бизнес-план игнорировали. В этом году к проекту привлекли московского консультанта - фирму «Трансфингруп», которая помогла найти инвестора. Его имя г-н Шакиров не раскрыл, но вложения в строительство оценил в 200 млн рублей. С его слов, ритуальное учреждение готово «с минимальной рентабельностью» заняться кремацией невостребованных усопших, что сэкономит деньги бюджету, кремацией медотходов, и людей, умерших от различных инфекций. А также эксгумированных останков «со старых закрытых кладбищ в черте города для освобождения площадей под строительство». Последний пункт навел многих присутствующих на мысль о ликвидации Сергиевского кладбища.
Г-н Шакиров уверяет, в городах, где присутствует крематорий, тридцать процентов жителей завещают быть кремированными после смерти.
Председатель региональной ассоциации предприятий ритуальных услуг «Башритуал» Галина Рублева рассказала, что с 2006 года в екатеринбургский крематорий были отправлены из Уфы семь покойных. Кремация обошлась в 5 тысяч рублей, и 20 тысяч рублей перевозка тела.
В отличие от традиционных похорон при погребения урны с прахом сокращаются затраты на могилу, ограду и памятник. Под одним надгробием можно упокоить нескольких ушедших из жизни родственников, создав некое подобие семейного колумбария.
Руководитель инициативной группы Александр Арманд утверждает, что крематория нет в генплане Уфимского района. Политолог Вадим Гайдук напомнил, что в столицах национальных республик ритуальных печей нет. А председатель Башкортостанской республиканской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Рашит Харрасов усомнился в проекте, потому что его не согласовали с традиционными конфессиями - духовным управлением мусульман и епархией.
В ответ на критику жителей Чернолесовского директор МБУ «Комбинат спецобслуживания Уфы» Руслан Кинзикеев пояснил, что по закону крематорий не может находиться вне территории кладбища.
Решить проблему предложили переносом стройки в заброшенный поселок Новоалександровка. Там несколько лет назад на улице Лизы Чайкиной мэрия Уфы планировала муниципальный крематорий. Сам г-н Шакиров к идее отнесся скептически. Он считает, что площадка в Новоалександровке освободится только в 2018 году, на подготовку документов уйдет полтора года, а строительство началось уже сейчас.
- Администрация запретит мне строить. Я подам в суд на Уфимский район, верну эти 20 млн рублей, - прогнозирует ход событий г-н Шакиров. - Я эти деньги «выдергиваю» из Уфимского района и иду в Орджоникидзевский? Кто мне даст гарантию, что там не появится новая инициативная группа против строительства в Новоалександровке? Они приведут тысячи аргументов. И бесплатно город ничего не выделит.
Как утверждает коммерсант, если стройка на Западном кладбище закроется окончательно, республика понесет репутационые потери.
- Какой инвестор после этого придет в Башкирию? Я кое-как за 10 лет нашел инвесторов под этот проект и все насмарку, - сетует бизнесмен.
Глава Уфимского района Вилорий Угаров считает ситуацию безвыходной.
- Если оставляем все как есть – гнев народа, если меняем – претензии инвесторов, - сказал г-н Угаров.
Чиновник согласился, что для крематория изначально подобрали неподходящее место.
- Виновата наша реальность, - заявила «МКС» Руфина Шагапова. - У каждого своя правда. Мое мнение – нужно переносить.
Парламентарий пообещала, что создаст рабочую группу по разрешению ситуации, чтобы в течение ноября-декабря договориться с мэрией Уфы о льготной земле в Новоалександровке. Это позволит уйти от судебного иска о возмещении ущерба.
- Затягивать нельзя. До конца года нужно определиться, - сказала г-жа Шагапова.
Дмитрий КОЛПАКОВ. Фото автора
Барнаул
Сургут
Новосибирск
Тула
Фото фирмы TАВО-СS.