Толчком для нашего расследования послужил весьма любопытный факт, который стал известен случайно.
Из Ставрополья привезли в редакцию в качестве сувенира небольшую книжку «В верховьях Кубани и Черека, Серия: Карачай и Балкария: страницы прошлого», изданную в Нальчике в 2009 году тиражом всего-то 200(!) экземпляров. До этого книга печаталась только в XIX веке в 1892 году в Тифлисе, нынешнем Тбилиси. Её автор – Василий Тепцов, русский путешественник, преподаватель Кутаисской гимназии. Интересное описание природы Северного Кавказа, его жителей, их нравов и обычаев. Но вот на 73-й странице попался чрезвычайно любопытный эпизод о вынужденной ночевке путешественников. Позволим привести его полностью.
«Пришлось заночевать у гостеприимного землемера. Один из его рабочих, кабардинец, угостил нас концертом на дудке. Мы, не шутя, заслушались кабардинскими напевами, в которых выражалось то унылое отчаяние, то беззаветная удаль. Дудке аккомпанировали в унисон голоса других кабардинцев. Характерны были напевы, но ещё характернее тот самый инструмент и способ игры на нем. В горах встречается какое-то лопуховидное растение; длинный стебель его пустой в середине; из него-то и устраивается дудка – сыбысхе по-горски. Сыбысхе представляет с обоих концов открытую трубку, около аршина длинной; ближе к нижнему концу прорезывается три дырочки, как у кларнета; роль закрывающих клапанов играют пальцы правой руки. В другой конец дудки вставляется верхний глазной зуб. Затем играющий легко и медленно дует в трубку, причем как бы поет горлом. Сыбысхе издает чудесные мягкие звуки, близкие к звукам хорошей флейты. Регистр этого примитивного музыкального инструмента никак не меньше регистра флейты. Быстрота, с которой выделываются всевозможные вариации на сыбысхе, особенно поражает слушателя. Мотив мы постарались записать, хотя схватить все характерные мелочи не удалось нам, да вряд ли это и возможно: мелочи эти – плод фантазии самого музыканта, который сам не сумеет повторить их в точности, а повторение для точной записи необходимо».
Кабардинцы, о которых идет речь в книге, не тюрки и не монголы, а адыги - народ с древней многотысячелетней историй и культурой. Кавказ без адыгов и представить нельзя. Язык и культурные традиции этого народа весьма далеки от языка и культуры татар и башкир. Но название инструмента очень похоже именно на татарское наименование курая. Правда, из почти двух десятков народных кабардинских инструментов, он сейчас как-то особенно не выделяется местными СМИ, специалистами и музыкантами. И, тем ни менее, считается кабардинцами своим народным инструментом и нашел в Кавказских горах достойное место. Но как же этот музыкальный инструмент попал на Кавказ или, может, перебрался оттуда к нам? От Урала до Кавказских гор полторы тысячи километров по прямой. Правда курай, как растение, а это народное башкирское название крупных зонтичных растений, относящихся к родам Дудник, Борщевик и Реброплодник уральский, широко распространен в Европе и Азии. Чтобы что-то прояснить мы обратились к ученым-специалистам.
- Продольные флейты есть у многих тюркских народов, есть они и у казахов, туркмен, других народов, играли на ней ещё шумеры - рассказывает и.о. декана факультета башкирской музыки УГАИ имени Загира Исмагилова Венер Елкибаев. – По звукоизвлечению эти флейты почти не различаются. Расположение отверстий и их расположение может варьироваться. Изготавливали музыканты инструменты из тех растений, которые росли в данной конкретной местности. В Уральских горах и некоторых другим местах произрастает уральский реброплодник, который и шел на изготовление наших кураев. Сейчас используют, конечно, современные материалы, которые более долговечны и эстетичны.
- Интересно, что в Западной Европе всплеск применения продольных флейт пришелся на эпоху Барокко, - добавляет любопытную деталь Ирина Алексеева, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки УГАИ. – А зародился этот стиль ещё в XVI-XVII веках в Италии.
- На просторах Евразии много веков шли естественные контакты разных племен и народностей, - поясняет заведующая отделом истории края Национального музея Республики Башкортостан, кандидат исторических наук Вера Макарова. – Вспомните хотя бы «Великое переселение народов». Поэтому, нет ничего удивительного, что у совершенно разных этносов, живущих ныне очень далеко друг от друга, появились в свое время весьма близкие или даже одинаковые музыкальные инструменты. Возьмите хотя бы волынку у кельтов и волынки, которые есть у народов, проживающих между Волгой и Уралом, представленные в нашей экспозиции фино-угорских народов.
Взвешенное и аргументированное мнение ученых звучит убедительно. Сейчас не установишь, кто именно конкретно и когда впервые срезал растение и изготовил самую первую примитивную флейту. Важнее то, что хорошие и полезные предметы, в данном случае, музыкальные инструменты, были сотни и тысячи лет назад по достоинству оценены другими народами и широко распространились по просторам Евразии. Причем, каждый из этих народов вносил что-то свое в инструмент или манеру исполнения, творчески обогащая изобретение безвестного автора.
Примером как раз может и служить адыгская сыбысхе, по сути дела наш курай, о которой очень талантливо и эмоционально написал более 120 лет назад русский исследователь Василий Тепцов. А возвращенная из забытия его книга, пусть переизданная ныне мизерным тиражом, дает новую крупицу в знания об этом народном инструменте, который в Башкирии считается национальным и сохранению которого уделяется много внимания.
Наверняка ещё не раз будут найдены и обнародованы забытые документы и письменные свидетельства, лежащие пока в пыли архивов и старых библиотек.
Участникам споров на различных форумах, страсти с которых порой выплескивается в СМИ, наверное, лучше было бы умерить пыл и прислушаться к мнению ученых, которые привыкли опираться на реальные факты и документы, а не на эмоции. Пытаться делить общее достояние народов Евразии, пожалуй, не стоит.
Евгений КОСТИЦЫН.