Роковая цепь случайностей, изменившая мир
По крайней мере, для родителей 45 башкирских ребят, летевших с группой на отдых в Испанию, долгое время было утешением, что души их детишек мгновенно оказались на небе. Всего в этой страшной аварии погибли 49 детей и 22 взрослых, включая экипажи столкнувшихся лайнеров. Две семьи с детьми на борту оказались случайно.
Многие родители погибших ребятишек работали в башкирском правительстве, и их кровиночки представляли будущую элиту республики. Например, Лейсян Мамбетова, дочь тогдашнего заместителя министра культуры и национальной политики Башкортостана Исламетдина Мамбетова, Гульназ Низаметдинова, - дочь экс-начальника финансово-хозяйственного управления администрации президента Башкортостана Рамзила Низаметдинова. Отец погибшей Лейсан Гимаевой, тогдашний глава администрации башкирского президента Ильдар Гимаев, работал в правительственной комиссии, выяснявшей причины катастрофы. Вошел в эту комиссию и исполнительный директор регионального представительства «Юнеско» Рим Суфиянов, потерявший в небе над Германией дочь Юлию. 16-летняя Линара Хисматуллина, дочь экс-главы территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и многонациональной политики РФ по РБ Батыра Хисматуллина. Динис Динисламов, сын бывшего заведующего отделом правовой информации управления правовой работы и административных органов кабинета министров РБ Рафаэля Динисламова. Кирилл Дегтярев, сын ректора Уфимского технологического института сервиса. Родители 14-летнего Арсена Ахметова трудились в тогдашнем министерстве печати и массовой информации. Лишился 16-летнего сына Марата заместитель управляющего Башкирского отделения пенсионного фонда Мавлет Субхангулов. Вместе с восьмилетним сыном Ильдаром разбился помощник одного из вице-премьеров башкирского правительства 34-летний Айрат Муртазин. Заместитель заведующего отделом организационной и кадровой работы правительства Башкирии Зульфат Хамматов, потеряв 11-летнего сына Артура, возглавил группу родственников, добивающихся наказания сотрудников компании «Скайгайд». Глава Зилаирского района Башкирии Юнер Валеев после гибели своего 15-летнего сына Венера воздвиг мечеть.
Трагедия над Боденским озером – нелепая цепь случайностей. Дети, которых премировал поездкой в Испанию фонд «Юнеско», должны были вылететь рейсовым самолетом из аэропорта Шереметьево, но сопровождающие взрослые в спешке перепутали аэровокзалы и приехали в Домодедово. Самолет улетел в Барселону, а подростки сутки ждали, пока в Уфе высокопоставленные родители нажимали на все кнопки и искали свободное судно. То есть эта история могла быть другой, если бы на рейс опоздали обычные школьники. А получилось, что родители, желая счастья своим чадам, сами запустили роковую цепочку, изменившую мир.
За десять лет после катастрофы, обстоятельства трагедии обросли всевозможными деталями, еще больше подтверждающими мистический характер случившегося. Рассказывают, что в эту ночь «Ту-154» был несколько раз в опасной ситуации и сближался с другими самолетами. Говорят, что чтобы разойтись с почтовым «Боингом» ему не хватило 1,6 секунды. Повествуют, якобы со ссылкой на нигде не опубликованную запись переговоров в кабине американского грузовика, второй пилот «DHL» за несколько секунд до столкновения ушел в туалет.
По слухам, зону над Боденским озером хотели взять под свой контроль немцы, но Цюрих не уступил, опасаясь потерять сборы за аэронавигационное обслуживание. В итоге швейцарский диспетчер дал нашим летчикам неверные указания, разом оборвав 71 жизнь.
После трагедии в небе над Швейцарией скорректировали полетные правила – теперь летчики в первую очередь должны придерживаться показаний приборов, а не директивы диспетчеров. Сам диспетчер Питер Нильсен погиб от рук осетинского мстителя Виталия Калоева, потерявшего в этой авиакатастрофе всю семью. А, по мнению летчиков, случай над Боденским озером вскрыл недостатки в аэронавигационном сопровождении перегруженного европейского неба.
Авиаторы рассказывают, что экипаж одной из сибирских авиакомпаний попал в аналогичную ситуацию – был дан приказ с земли пойти на снижение, но TCAS показывал совсем другое. Однако летчики, вспомнив Боденское озеро, выполнили рекомендацию прибора, и ушли от катастрофы. В Уфу пришла телеграмма: «Благодаря крови вашего экипажа, мы остались живы».
Башкирский самолет разрубило пополам
Авиакомпания «БАЛ» располагала всего двумя противошумными самолетами класса «Ту-154М», соответствующих европейским стандартам. Один из них, только что прибывший из Барселоны и отправился в свой последний рейс. Компания «БАЛ» после потери самого дорогого лайнера так и не оправилась и обанкротилась.
Так как вылет самолета оказался не запланированным, весь экипаж подбирали из резерва, но самых опытных летчиков и бортпроводников. Многих выдергивали с садовых участков – была суббота.
- Тот день начался с того, что мне позвонил однокашник из Израиля и сказал, что у нас разбился самолет. Сначала была информация что это «БелАвиа», но первыми правду узнали американцы, по их ТВ пошли сообщения, что разбился борт 85816, - вспоминает события 12-летней давности Юрий Евстратов. В те дни он работал в «БАЛе» бортинженером.
- В Барселону наши самолеты выполняли рейсы под номером 2937. По традиции, если произошла катастрофа, этот номер больше другим не присваивается, - объясняет Рашид Мустафин, в 2002 году замкомандира летного отряда.
- Утром 12 июля начал поступать «груз 200». Гробы доставляли на грузовых Ил-76, в тот же день на Советской площади прощались и везли хоронить, - продолжает г-н Евстратов. – В тот день, мы обсуждали среди коллег, пойдем в форме или нет, а то будут смотреть косо. Но я решил – пойду в летной форме.
Летчики так переживали, потому что иностранные СМИ обвинили в трагедии русский экипаж.
Как и другие родственники погибших авиаторов, Юрий Евстратов и Рашид Мустафин считают, что диспетчер Нильсен - не главный виновник авиакатастрофы.
- Проблема была в организации работы швейцарской авиакомпании, - говорит г-н Мустафин. - Например, то что диспетчер сидел сразу за двумя пультами – руководил заходом на посадку в Фридрихсхафене и в то же время следил за полетами. Отсутствовала система сигнализации опасного сближения на пульте в Цюрихе, звуковая и световая сигнализации были на профилактике и не работали, телефон был занят, а диспетчер Мюнхена видел опасное сближение и пытался дозвониться. Совокупность недостатков привела к непоправимому. Нашим летчикам диспетчер сказал – у вас справа «Боинг», и они начали дружно справа смотреть, и по прибору и визуально, а он оказался слева и разрубил им хвостовым стабилизатором напополам киль.
Кладбищенский самолет на взлете
И пилоты, и пассажиры трагического рейса покоятся на Южном кладбище столицы Башкирии. С левой стороны аллеи головой на восток похоронены мусульмане, с правой, головой на запад христиане. Погост выполнен в форме самолета. Захоронения начинаются с членов экипажа, а следом за ними – 50 пассажиров, которых летчики не уберегли не по своей вине.
- Это были тяжелые дни, со всего города согнали технику, привезли даже солдат для помощи, - рассказывают рабочие, помнящие лето 2002 года. - На этом месте был бурелом, все выкорчевали и заровняли буквально за сутки, а могилы копали вручную, без техники. Гробы подвозили в два этапа, и тут же закапывали, был настоящий аврал.
Шестерых ребятишек в общей аллее не похоронили, родственники увезли тела своих детей в родные районы. Говорят, организаторы настаивали на общем захоронении, но не всех родителей удалось убедить – каждый хотел поклониться родной могиле в родном крае.
Кстати, в истории с полетом в Барселону есть еще один «случайный» человек, который оказался в самолете - Артем Гусев — флайт-менеджер авиакомпании «БАЛ», сопровождавший тот злополучный рейс. Поскольку рейс был чартерным, понадобилось присутствие финансового представителя перевозчика, который расплачивался бы на месте за оказанные авиационные услуги. Таким флайт-менеджером оказался москвич Артем Гусев. Если бы рейс регулярным, Артема на самолете не было бы.
Флайт-менеджера «БАЛа» похоронили в Москве. Позже его мать Наталья Ильинична сделала следующую запись в книге памяти:
- В его комнате висит его портрет и снимок того «Ту-154» RA85816, который навсегда унес моего сына, оставив холмик на Митинском кладбище, да еще мое сердце, которое мертвым стало без него.