Уфимские летчики не садились за штурвал, пока самолет не проверит ветеран Абузаров

18 февраля 2014, 20:53
Про таких специалистов, как Имам Салимгареевич Абузаров, говорят: «техник от Бога». Фронтовик, свыше пятидесяти лет в авиации, ветеран уфимского аэропорта, он прекрасно разбирается и в вертолетной, и самолетной технике. Коллеги по уфимскому аэропорту до сих пор вспоминают его как уникального профессионала, способного справиться с любой проблемой.

«Если ранят или убьют – сдашь пулемет товарищу»


– Один из нас, троих, погиб на фронте, один ушел из жизни в 2000 году, - рассказывает он. – На три деревни из всех фронтовиков только я жив. Тогда, в 1943 году, мы, призывники, почти четыре дня ждали поезда на станции Белое Озеро. Кто-то ушел домой, а я остался. Позже нас привезли в Тоцкий лагерь №2, где учили рукопашному бою. Винтовок-то не было, все приемы отрабатывали на палках с привязанным штыком.
В июне новобранцы прибыли на реку Самару: на правом берегу разделились, помылись, перешли на другой берег и переоделись в новое обмундирование. А там «телячий» вагон - и до Тамбовской области, потом снова в эшелон и в сторону Белоруссии.
На станции Конотоп 18-летнему Имаму Абузарову выдали дисковый пулемет, а его более молодому напарнику – ящик с 72-мя патронами. И снова в путь - 200 километров пешком до передовой.
– День идем, а ночь прячемся, – вспоминает ветеран. – Мне сказали: если ранят или убьют, отдашь пулемет другу.
1 сентября 1943 года началось наступление, а уже 6 сентября Имам Абузаров получил свое первое ранение – в бедро. Пулемет оставил боевому товарищу, сказал, чтобы поддержать: «Теперь ты богатый, у тебя и пулемет, и ящик с патронами!».
Месяц наш герой лечился в медсанбате в Курской области, а потом вместе с другими солдатами из госпиталя отправился пешком на запад, на фронт. К тому времени советские войска уже взяли Киев.
В походе Имам встретил земляка из соседней деревни. Тот предложил перейти из пехоты в артиллерию. Долго думать парень не стал, доложил начальству и отправился к новому месту назначения. Научился наводить 122-миллиметровый миномет.
В Киеве только что сформированную минометную часть отправили в сторону Житомира. Город этот в то время переходил из рук в руки - то к немцам, то к нашим. Так случилось, что немцы при отступлении оставили в городе спирт, и наши солдаты на радостях выпили лишнего.
– Обидно было: мы, молодые, водку пить еще не научились, – со смехом вспоминает ветеран.
12 декабря 1943 года наступление наших войск было приостановлено.
– В то время наш старшина с продуктовым обозом попал в окружение, – рассказывает фронтовик. – А есть-то хочется. Командиры отправили нас, солдат, «за курями» – раздобыть провиант. Городок маленький. Пошли кто в одну сторону, кто в другую. И тут немцы начали артподготовку. Стало не до кур.
Имама снова ранило - на этот раз в ногу.
– Смешно кому-то рассказать: пошел за курами, и меня подстрелили, – улыбается он.
Санитарным поездом раненых доставили в орский госпиталь. Минометчик Абузаров подлечил рану и собрался было на фронт, но снова заболел - на этот раз малярией.
На призывной пункт попал в мае. Молодого солдата направили в Чкаловское танковое училище. Своей столовой при училище не было, и курсанты ходили обедать к соседям-летчикам. Так наш герой впервые столкнулся с авиацией, и она его очень заинтересовала.
Тут выяснилось, что к танковой службе из-за ранения Абузаров не годен. На призывном пункте он попросился в авиацию. Можно сказать, тогда и связал свою судьбу с небом.

Победу встретил под Ригой


Отдельный тренировочный самостоятельный авиаполк при 15-й воздушной армии Ленинградского фронта, в который попал Имам, располагался в 35-50 километрах от фронта.
1944 год, советские войска наступают. У солдат появилась надежда, что удастся вернуться с фронта живыми.
– Я так и написал домой: кажется, смерть меня миновала, – вспоминает ветеран. – Мы готовили летчиков к вылетам, тренировали их.
Имама Абузарова в полку называли «счастливым техником»: все его пилоты возвращались из полетов живыми. Позже авиаполк перевелся под Ригу, где и встретил победу.
После войны Абузарова и двух его однополчан отправили на учебу в Рязанскую область.
– Сдали мы экзамены, и нам говорят: «Тут дрова заготавливать надо. Вы - фронтовики, пусть молодые учатся, а вы и так все знаете», – вспоминает ветеран.
Но разве за этим они ехали? Двое из троих военных развернулись и отправились служить в родной полк.
Чуть позже авиаполк присоединили к 305-й дивизии и направили в Дербент Дагестанской АССР. Туда как раз прибыли ИЛ-2, и специалисты изучали новые машины. В то время на этих самолетах еще никто не летал, техника была малознакомая. Приходилось разбираться во всем. Зимой в казармах было холодно, и авиаторы вынуждены были топить печку шпалами.
Позже Имама Абузарова отправили к Каспийскому морю на насосные станции близ Баку, а летом 1946 года 305-ю дивизию расформировали.
В 1947 году герой-фронтовик приезжал на побывку домой. Этот приезд землякам запомнился надолго. С собой парень привез небывалое для деревенских лакомство – чемодан мандаринов.
– Попал как раз в реформу денег, – вспоминает он. – Так что в 90-х годах деньги не впервые обесценились. Вышел на станции, а там никто ничего не продает. Не знают, как все обернется: было 50 рублей, а стало 5.
Службу Имам Салимгареевич продолжил в Кутаиси Грузинской ССР, в 10-й штурмовой дивизии, где и пробыл до 1952 года. Когда демобилизовался, командир дивизии не хотел отпускать хорошего специалиста и задержал на шесть месяцев. Уговаривал на сверхсрочную службу. Но техник Абузаров давно тосковал по дому.
– Кто остался служить в полку, тот больших высот достиг, майорами стали. А я так и остался сержантом, – улыбается он.
В родной деревне фронтовика хотели отправить учиться на председателя колхоза. Но молодой парень уже не представлял свою жизнь без самолетов, в деревне ему было скучно, и демобилизованный Абузаров поехал в Уфу, тем более что в городской аэропорт устроился работать его друг. Оказалось, что вакансий здесь пока нет, и Имам пошел в речной порт. Все лето возил на агиткатере кино по деревням. Агитатор из него получился хороший, а вот бизнесмен не очень: тех, у кого денег не было, пускал на сеансы бесплатно.
В сентябре появилось место слесаря в аэропорту. Что ж - слесарь так слесарь - лишь бы поближе к самолетам.

«Фронтовику кричать от боли не положено»


– А потом коллеги увидели, что я соображаю в технике, – делится Имам Салимгареевич. – Откуда, спрашивают, самолеты знаешь? Я говорю: «В авиации отслужил».
Такие люди уфимскому аэропорту были нужны. Абузаров перешел в первую эскадрилью и стал техником. Обслуживал «кукурузники»: летал по всей стране как техник. Потом освоил Як-12, по тем временам очень комфортабельный самолет, позже был АН-2, а затем и вертолеты: КА-15, Ка-18...
Кажется, про авиатехнику наш герой знает все. Именно он стоял у истоков формирования в Башкирии вертолетной службы – с 1958 года.
– Каждому авиаотряду в 13 городах Оренбургского управления выдали по вертолету, – делится он воспоминаниями. – Что с ними делать, толком никто не знал, передали технику Уфе. А у нас геологов на них возили, нефтяники тоже заинтересовались. Потом появились КА-15, КА-18, МИ-4, Ми-12. На каждую машину мы переучивались заново.
Позже выяснилось, что на вертолетах проще искать заблудившихся людей. Имам Салимгареевич и сам принимал участие в поисках.
Так, в 1958 году маленький житель села Исянгулово решил отправиться к гости к отцу-комбайнеру. Тот уехал в поля на уборку. На вторые сутки поисков в район вызвали вертолет. С помощью техники ребенка нашли быстро: утомившийся мальчишка уснул во ржи.
Позже опыт башкирских авиаторов пригодился и в других городах России, к вертолетной технике стали проявлять больше интереса. Да и сами машины стали лучше: если МИ-1 мог брать на борт трех человек, то Ми-8 – 24.
Характер у Абузарова – кремень! Два года назад пожилой человек сломал бедро. С трудом родственники уговорили врачей поставить протез: брать на себя ответственность за столь возрастного пациента врачи отказывались. И тут Имам Салимгареевич заявил: наркоза не надо. Сказал невестке:
– Дочка, дай мне палочку, я в зубах зажму, а то фронтовику кричать, позориться, не положено.
Родные и врачи с трудом уговорили ветерана согласиться на наркоз. А спустя месяц после операции он уже начал самостоятельно передвигаться, подолгу тренировался.
И сейчас он каждый день делает зарядку. Дома ходит в спецовке механика: в ней же столько карманов! Рукавицы не любит, говорит, мешают: технику нужно пальцами чувствовать.

Шесть невест сержанта Абузарова


В 1953 году Имам надумал жениться. Коллега рассказал о семье, где живет несколько сестер. Отправились на смотрины.
– Пришли, а там шесть девчонок, - хитро улыбается ветеран. – Мне сказали: «Выбирай, какая нравится». Сэйдекэй приглянулась сразу, ее и выбрал.
А вот будущая невеста заартачилась: «За лысого не пойду!» - к тому времени герой-фронтовик успел расстаться с шевелюрой. Имам поговорил с ее братом, и тот вынес вердикт: «Пойдешь только за этого!».
24 апреля молодые люди отправились в ЗАГС, гостей на свадьбе не было. А потом муж сразу же улетел в командировку, затем в другую. Его отправляли то в Саратовскую область, травить саранчу, то опылять хлопчатник в Узбекистан. Вернулся в Уфу только к концу октября. Родные жены уже волноваться стали: куда муж-то пропал? С любимой женой прожил душа в душу всю жизнь.
За помощью и советом к «счастливому» не раз обращались коллеги. Он молча брал инструмент и шел разбираться в поломках. Сегодня ученики Имама Салимгареевича разбросаны по всей стране, он щедро делился секретами мастерства с каждым.
– Внук Денис как-то интересовался у нашего атая, – вступает в разговор невестка Ирина Львовна, – «Дед, а летать ты бы смог?». На что наш дедушка ответил: «Конечно, я ж с закрытыми глазами самолет разберу и соберу». Летать ему не позволило здоровье, да и ранения давали о себе знать. Но доверяли ему в аэропорту безмерно, летчики всегда говорили: «Пока Имам Салимгареевич машину не посмотрит, за штурвал не сядем».
– Мы только «на привязи» испытываем технику, а потом передаем летчикам, – смеется ветеран. – Я был техником-бригадиром, у меня в распоряжении 15 человек. Летали по всей республике и стране, обслуживали вертолеты.
Работать в аэропорту мужчина продолжал аж до 1997 года, до 72 лет. Да жена настояла на выходе на пенсию: мол, хватит по командировкам летать, пора и для себя немного пожить, садом заняться.
Династию авиаторов продолжил сын Ренат. Он стал сначала техником, а потом и бортмехаником. К сожалению, 21 год назад в семье случилась трагедия: Ренат погиб. А спустя шесть лет ушла из жизни и любимая жена Сэйдекэй Нигмадьяновна.
Внук Денис вырос на вертолетном участке. В свое время родители отговорили его от службы в воздушном флоте, все-таки профессия не из легких, и он пошел в нефтепереработку. Получил образование, стал инженером. Сейчас заканчивает второе высшее, учится на юриста.
Имам Салимгареевич – большой любитель хоккея, смотрит все матчи «Салават Юлаева», следит за событиями Олимпиады. Память у него отличная: помнит имена спортсменов, факты их биографии, да что там - каждую деталь своей жизни. Поддерживает связь с друзьями – ветеранами аэропорта, ищет с помощью внука сведения об однополчанах в интернете, не раз пытался найти и своего фронтового товарища – летчика Федора Пономарева, но пока безрезультатно.
– Повестки от смерти пока не было, значит, поживем, - шутит он.
Долгих вам лет жизни, атай Имам!

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

#Политика #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь