- В Турции принят тот же официальный масхаб, как у нас, в Башкирии, – «Абу Ханифа», - пояснил первый зампредседателя ДУМ РБ Айнур Арсланов. - Это традиционный, правильный ислам, который несет мир. Кроме того, мы с турками очень похожи: менталитет, язык. Я, например, зная арабский и башкирский, за эти полтора месяца выучил и турецкий.
Руслан-хазрат попытался развеять опасения, что вместе с зерном знаний от южного соседа к нам долетят и семена раздора.
- В Турции нет проблем с вахабизмом, нет конфликтов, так как хорошо поставлена работа с подготовкой кадров, работа университетов. Где есть знания, культура, где народ просвещен, где молодежь знает, к чему призывал пророк, нет места экстремизму и вахабизму, - говорит он.
В то же время заместитель главы ДУМ РБ признал, что проблема существует: в России имеются «непонятные ребята», которые «проплачиваются специальными людьми».
- Они пытаются завлечь молодежь, называя нашу родину кяфирской страной, говоря о том, что надо ее рушить, убивать инакомыслящих, – отметил г-н Арсланов. - В Турции же таких проблем мы не увидели. Иное дело Египет. Ребята, прилетевшие из Каира, рассказывают, что там война: убийство, танки на улицах, и людям не до знаний. Кто же захочет учиться? Сейчас в Египте никому не нужны мечети, духовность, поля с хлебом.
По словам представителей Духовного управления мусульман РБ, те, кто обучается радикальным технологиям за рубежом, отправляются туда не по направлению официальных религиозных объединений, а самостоятельно, как туристы.
- Они остались там нелегально, на консульский учет не встают, обучаются там, где считают нужным, не проходят переаттестацию, - рассказывает г-н Арсланов. - Это те, кто в российских мусульманских учебных центрах, как правило, отсеялся на первом-втором курсе либо самостоятельно изучает ислам. Они-то и отправляются в поисках веры на свое усмотрение в любую страну.
Это проблема всей России, речь идет о международных отношениях, считают в Духовном управлении мусульман РБ. И решать ее нужно на уровне МИДа.
- Если бы на государственном уровне со странами, куда отправляются в мусульманские религиозные учебные заведения наши граждане, были заключены какие-то договоренности, то проблем было бы меньше, - уверен Айнур Арсланов. – Россия могла бы поставить условие, что в данное учебное заведение принимаются те лица, которых официально направляет духовное управление мусульман и совет муфтиев. Сегодня эта процедура не отрегулирована.
С другой стороны, в том же Египте есть Аль-Аскар, один из древнейших университетов ислама. Там сильные преподаватели и не учат вахабизму.
- Многие сотрудники ДУМ РБ – выпускники именно этого учебного заведения, - отмечает первый зампредседателя ДУМ РБ. - В то же время приехавших на учебу в Аль-Аскар россиян часто пытаются переманить к себе более радикально настроенные учебные заведения. Поэтому-то постигать азы ислама за рубежом по направлению ДУМ РБ будут только проверенные, закаленные, умеющие анализировать кадры.
А зампредседателя ДУМ РБ по вопросам образования Руслан Саяхов считает, что «учеба за рубежом – это одно из самых сложных и неупорядоченных направлений».
- Все желающие могут выехать и поступить в любой мусульманское заведение, а контроль за ними установить тяжело, - говорит он. - Молодежь тянется за рубеж и потому, что сейчас наша система мусульманского образования пока только в стадии становления, а молодые люди тешат себя мыслью, что выучить язык легче и интереснее, общаясь с носителями.
Как утолить кадровый голод