Бюджетную роспись читал начфин мэрии Илгиз Насыртдинов. Так, доходы города в 2014 году составят 16 млрд рублей, расходы 16,9 млрд рублей. Как и прогнозировал минфин Башкирии, у уфимской казны случился кассовый разрыв почти в миллиард рублей.
Предварительно доходы в 2015 году составят 16,7 млрд рублей. А расходы 17,1 млрд. В 2016 году доходы – 17,1 млрд, расходы 17,4 млрд рублей. Дефицит на эти два года составит 400 и 280 млн рублей соответственно.
В основном городская казна подпитывается от налога на доходы физических лиц – это 4,8, 5,3 и 5,7 млрд в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно. По словам чиновника, власти планируют увеличение НДФЛ с оглядкой на рост зарплаты «в отраслях экономики и бюджетной сфере».
Налог на имущество физлиц даст 110, 113 и 114 млн в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно, земельный налог – 461, 485, 570 млн рублей: скажется рост ставок на городскую землю.
С 2014 года появляется новая статья доходов – акцизы на топливо, на эти деньги отремонтируют часть дорог. Предварительно за трехлетку с производства бензина городу перепадет 108, 112, 142 млн соответственно.
Модератор мероприятия, спикер уфимского горсовета Евгений Семевеличенко собрался, как и в прошлом году, завершить прения примерно через сорок минут. Парламентарий заявил, что остальные замечания примут письменно. Но, столкнувшись с возмущенным залом, слушания продолжились до последнего выступающего, и длились почти два часа.
Не обошлось без скандалов. Полиция и устроители слушаний, сославшись на нехватку мест, не пускали в зал координатора движения «Архзащита» Владимира Захарова, хотя даже в приоткрытую дверь были видны десятки свободных кресел.
Ожидаемо недовольство горожан вызвали долги города. Правда, точную цифру кредитов Илгиз Насыртдинов в своем вступлении не упомянул, а передаваемая из уст в уста рассерженных уфимцев эта сумма постоянно росла, превращаясь во многие миллиарды.
- Здравствуйте жители Детройта, - приветствовал собравшихся с трибуны мужчина, представившийся Владимиром Молокиным. – Мы в долговой яме!
Обращаясь к спикеру горсовету и замдиректору УМПО Евгению Семевеличенко, выступающий был еще резче в высказываниях.
- Вы Инорс превратили в гетто, ни въехать ни выехать, нормальных дорог нет, -категоричен известный оппозиционер. - В 13-й больнице люди с капельницами лежат в коридорах. Где бюджетные деньги по статье «здравоохранение»?
Другой горожанин заявил, что 162 млн рублей, выделяемых на муниципальный «Центр общественной безопасности» - пустая трата денег.
- Кто видит этот «ЦОБ»? И чем он занимается? – вопрошал выступающий. – Основные доходы города – налоги с горожан и бизнеса. А все МУПы несут убытки! Пора менять «команду нашего города».
Последняя фраза, отсылающая к слогану времен городской предвыборной гонки, вызвала в зале заметное оживление. В ответ Евгений Семевеличенко заявил, что ему поступают записки с требованием «либо прекратить обсуждение, либо вернуться к теме».
Тогда администрации припомнили «переходостроительство». Якобы власти намерены построить 35 пешеходных переходов. Однако, по мнению присутствующих, подземные галереи нужны не везде, где заявлены. Мол, переход на «Бульваре Славы» на который казна затратила 135 млн рублей, дублируется светофором, регулирующий перекресток бульвара Славы и проспекта Октября, и никакой целесообразности в изнуряющей и дорогостоящей стройке якобы не было. Хотя автомобилисты уже почувствовали, что магистраль разгрузилась, после того, как пешеходы «ушли» под землю.
Еще две статьи расходов, подвергшихся критике – финансирование муниципальных СМИ и зарплата сити-менеджера Ирека Ялалова. На городской агитпром тратят 60 млн рублей ежегодно, а мэр Уфы, по мнению присутствующих, работает хуже челябинского градоначальника, а значит и получать должен меньше, чем южно-уральский коллега.
Другая претензия к мэрии – выдача строителям площадок по так называемым «актам выбора земельных участков», а не через прозрачные аукционы.
Еще одно предложение – отказаться от кредитов и выпускать муниципальные облигации: полученные от горожан деньги тратить в предприятия города, а выручку вкладывать в казну. Как вариант – жилищные облигации – МУПы могли бы строить жилье на деньги горожан-вкладчиков. Так уфимцы сами будут инвестировать в город, а предприятия перестанут быть убыточными.
Вал критики не помешал горсовету принять городской финплан.
Как утверждается на сайте городского парламента, «большинство выступающих, в той или иной форме одобрили проект бюджета».
Интересно, что в эти дни в городе-побратиме Уфы немецком Галле точно так же горожане обсуждают свой бюджет, правда, на один год. По опубликованным галльской ратушей данным, доходы казны в 2014 году, по курсу ЦБ РФ на середину декабря, составят – 26,1 млрд рублей, при том, что население города 232 тысячи человек. Расходы - ровно на те же 26,1 млрд рублей, то есть никакого бюджетного дефицита.
Однако немцы тратят на свой управленческий аппарат не в пример больше уфимцев: общая статья расходов на содержание бургомистра и его офиса, ратуши, муниципальных служб и их служащих переваливает 214 млн рублей. Впрочем «канцелярские» расходы Уфы, даже после утверждения бюджета, до сих пор не оглашены и не детализированы.