Курс таких лечебных уроков длится в среднем две недели, после чего следует обязательный перерыв в два-три месяца — маленьким и таким необычным пациентам необходимо время на восстановление физических и моральных сил для следующего рывка вперед.
— У нас парень уже тренированный, поэтому он работает самостоятельно, хотя не без сложностей, — рассказывает папа девятилетнего Степы Пелешова. — Он всегда с улыбкой идет на занятия, которые ему дают почувствовать, что он действительно может ходить.
Андрей Петрович добавляет, что лечение ДЦП, как и множества других диагнозов, эффективно только в целом комплексе занятий — все это маленький Степа и получает в центре реабилитации. Стоит сказать, что без занятий он так и не смог бы сидеть самостоятельно.
Если новый тренажер находится в демском отделении центра, то в главном здании сотни ребят ежегодно проходят реабилитацию по индивидуальной программе под присмотром множества специалистов.
— Есть и стационарное, и круглосуточное отделения, где проходят реабилитацию дети от нуля до 18 лет, — рассказывает заместитель директора центра Айгуль Байгильдина. — Через наш центр с 2004 года проходят практически все категории инвалидности: детишки с синдромом Дауна, ДЦП, ЗПР, сахарным диабетом, пороком сердца и многими другими заболеваниями.
Несмотря на нескончаемый поток пациентов, ребята, которые попадают в центр, получают помощь действительно разностороннюю — в случае необходимости с пациентом занимается дефектолог или логопед, а в перерывах между занятиями ребят медперсонал развлекает развивающими играми.
Наравне с недавно поставленным тренажером единственным в городе является и аппарат «Биодэкс», также обучающий больных ребят лучше ходить.
— Тут также убирается вес с голеностопного сустава, — объясняет завотделением Михаил Пулпышев. — Уже потом ребенок сможет перейти к занятиям с помощью своеобразных перил. Если нужно, на уровне ног ставится перегородка — для того, чтобы ноги не скрещивались «по привычке».
Другим пациентам прописывают занятия в костюме «Атлант» — он выстраивает тело пациента правильным образом, и суставы становятся на положенное им место. Физические упражнения в таком костюме очень укрепляют тело ребенка, помогают выработке осанки и правильной походки. В центре есть еще несколько видов костюмов, представляющих собой жилеты из ремней с креплениями — все они призваны укрепить скелет ребенка и, главное, придать осанке правильную форму, постепенно приучая мышцы и связки держать ее.
— А вот тренажер «МотоМед» помогает разработать мышечно-связочный аппарат ребенка, — продолжает Пулпышев. — Он поможет малышу снять спастику с верхних и нижних конечностей.
В соседней с тренажерным залом комнате малыш сидит в ботиночках с проводами — его лечит аппарат «Корвит».
— Он устроен таким образом, что подает импульсы воздуха в точки на ступне, — рассказывает врач. — А ребенку в мозг поступает импульс, который призывает активизировать нервные окончания — все это помогает ребенку научиться ходить, притом правильно.
В прошлом году помощь получили 792 ребенка — каждый успел пройти по два-три курса терапии. Чаще принимать пациентов врачи позволить себе не могут — просто нет места: детей, нуждающихся в помощи, очень много. Да и дефицит кадров, а также ограниченная площадь играют не последнюю роль.
Меценаты из благотворительного фонда «Урал» уверены, что гораздо полезнее и лучше создавать хорошо оснащенные центры в своем регионе, а не собирать всем миром средства на отправку ребенка на лечение в другой город или страну. К тому же подход, который позволит инвалиду адаптироваться к жизни гораздо гуманнее и прогрессивнее, чем просто пожизненная выплата пенсий и пособий.
Юлия ЛЕЖЕНЬ.