В преддверие нового учебного года из федерального бюджета на уфимские школы выделили 220 млн рублей: 58 млн на капремонт, 10 млн на спортинвентарь, 7 млн на оснащение медкабинетов, 12 млн на кухонное оборудование, 11 млн на пополнение библиотек, 3 млн на повышение квалификации учителей и 29 млн на энергосбережение.
Обязательную форму, вводимую с этого года, г-н Баязитов не стал называть новшеством: в столице Башкирии уже через восемь лет после развала союза вернулись к практике одевать школьников одинаково.
- Школьная форма в Уфе вводилась в школах с 1999 года, - напомнил он. - Каждая школа сама вольна в выборе поставщика форменной одежды, предложений много и все зависит от выбора родительских управляющих советов.
По словам начальника управления образования Уфы Елены Хаффазовой, в Уфе больше не будет вечерних школ. Всех оставшихся учеников-переростков перевели в школу № 9, где теперь, на удивление обычным школярам, есть взрослые ученики. Как выяснилось, сеть «шараг», получившая в советские время название от аббревиатуры ШРМ – «школа рабочей молодежи», оказалась нежизнеспособна – некого учить.
- Так как финансирование подушевое, школа сама себя содержать не может, сеть вечерних школ пришлось ликвидировать, - говорит глава образовательного ведомства.
В этом году по России закрылось 733 малокомплектных школ и школ, не набравших первоклашек. В Уфе «дефицита» первоклассников, по прогнозам мэрии, не будет еще лет семь-восемь.
- До 2018 года первоклассники будут прибывать, потом незначительное уменьшение в 2019-2020 – в целом по городу примерно на тысячу детей, - говорит г-жа Хаффазова.
В ГУНО пообещали, что все учебники для школьников закупаются только за счет бюджета.
- Родителями покупаются только учебники из индивидуального набора ученика – например «учебник-тетрадь», все остальное за счет бюджета, - говорит начальник управления.
А вот переход на безбумажные учебники в Уфе почти незаметен. Планшеты могут закупить, говорят чиновники, но невозможно обеспечить сохранность техники.
- Если покупать за счет бюджета, то ребенок не сможет уносить устройство домой, а кроме учебных занятий, есть домашние задания, - говорит Елена Робертовна. - Мы же не можем вводить двойной стандарт – в школе с планшетом, дома с бумажным учебником. Поэтому мы планируем на будущее, что это будет совместный проект с родителями, потому что ребенок, должен носить свой электронный учебник домой. Вопрос на стадии обсуждения.
В качестве прогрессивного примера, в ГУНО предлагают опыт школы № 52, где ученики вместо большинства учебников используют нетбуки с поворотным экраном.
В мэрии посетовали, что родители, подвозящие детей по утрам в школу, стремятся подъехать впритык к школьному крыльцу. В администрации пообещали расставить знаки на подъездах к учебным заведениям, чтобы отвести авто родителей на безопасное расстояние от школьных дверей.
- Школы, построенные в 50-60-х годах прошлого века не рассчитаны, что к ним будут подъезжать на частных машинах, - говорит Сынтимир Баязтов.
Частное образование в этом году снова осталось почти незаметным: доля частных школ тонет в общей статистике ГУНО. Несколько сотен учеников против муниципальных школ, где только в десятых классах учится 8,5 тысяч, и в одиннадцатых – 5,1 тысяча человек.
- В городе работают четыре частные школы, - говорит вице-мэр. - Например, в школе «Альфа» - 150 учеников, в «Берлек» - 200. Частные школы предлагают возможность обучения экстернатом, что делает их более привлекательными, но мы не делим образование на частные и муниципальные школы, качество контролируется одинаково и там и там.
Дмитрий КОЛПАКОВ.