Posted 28 мая 2013, 08:03
Published 28 мая 2013, 08:03
Modified 10 ноября 2022, 18:50
Updated 10 ноября 2022, 18:50
Чудо-терапия
По словам г-жи Никитиной, число участников детской конной «олимпиады» с каждым годом растет.
— В этом году у нас прибавилось две команды — из уфимской школы-интерната №59 и сборная детей с заболеваниями ДЦП из Мелеуза и Уфы.
Всего в центре шесть постоянных команд. Третье место в соревнованиях завоевали уфимцы, второе — Ермолаевская коррекционная школа-интернат, а первую ступень пьедестала заняли воспитанники илишевского интерната. А Воскресенской школе подарили молодую лошадку за успехи в конных соревнованиях.
— Мы их поддержали, потому что в предыдущие годы они занимали призовые места, — комментирует Наталья Анатольевна.
Примечательно, что ребята из интерната №13 в декабре прошлого года посетили соревнования по паралимпийской выездке в Москве, где заняли первое, второе и пятое места.
— Иппотерапия — это очень эффективно, просто у нас еще не используются все резервы. Многие спрашивают, зачем строить манеж, если он есть на ипподроме. Они не понимают: ипподром выполняет свои функции, а здесь должен быть детский центр, потому что и лошади другие, и подход, атмосфера совершенно иные.
В центре очень рады помощи благотворительного фонда «Урал», который всегда приходит на выручку. Засуха 2010-го года больно ударила и по общественной некоммерческой организации. Запасов сена для четвероногих лекарей в центре осталось максимум на месяц, а чиновники, к которым обратились родители, посоветовали отправить лечебных лошадок на мясо.
Сразу после показа сюжета по ТВ о гибнущих лошадях, который посмотрел председатель Совета фонда Муртаза Рахимов, в центре появились представители благотворительного фонда «Урал», которые решили поддержать лошадей и их хозяев, причем не только кормами, но и всем необходимым — опилками, постройкой новых конюшен и манежа, который сегодня находится на открытом воздухе. Со временем БФ «Урал» подарил небольшой трактор BobCat и самосвал, без которых сложно справляться с хозяйственными работами.
Несмотря на весомую поддержку благотворителей, директор уверена, что должна быть государственная программа, причем на достойном уровне.
Многие задаются вопросом, что же представляет собой эта чудо-терапия?
— Об иппотерапии сейчас написано очень много статей, но единственное, чего не хватает, — научных материалов, — рассказывает Наталья Никитина. — Совместно с Башкирским институтом физической культуры мы пишем и выпускаем небольшие научные выкладки и публикации, например, по сколиозу, аутизму, но этого недостаточно. Проще говоря, иппотерапия — это имитация ходьбы и движений здорового человека. Вот сидит ребенок с ДЦП на лошади, и все его мышцы в этот момент получают нервные импульсы, необходимые посылы, которыми владеет здоровый человек.
Оказывается, ребенок на лошади испытывает то же самое, что человек при ходьбе, только при этом нет нагрузки на нижние конечности, за счет чего облегчается гравитация, снижается нагрузка с таза и нижних конечностей. Кроме того, лошадь на 1,5-2 градуса теплее человека.
— Когда ребенок занимается иппотерапией, происходит разогрев мыщц, улучшается кровообращение, начиная с нижних конечностей до головного мозга, поэтому иппотерапия рекомендуется даже инсультникам, инфарктникам. После занятий на лошади сердечно-сосудистая система человека приводится в норму. Ни один представитель животного мира не может дать весь этот комплекс. Поэтому этим надо грамотно пользоваться.
Мастера на все копыта
Всего в центре живет 15 лошадей. Интересно, что для иппотерапии годятся далеко не все лошади. Они должны обладать определенным характером и невысоким ростом. Например, это кони башкирской породы, есть также орловской — Ермак.
— Ермак — невысокая лошадка, он идет и на иппотерапию, и в спорт, и в театр. В общем, мастер на все четыре копыта.
Многих лошадей центру подарили республиканские колхозы, но здесь они оказались не от хорошей жизни. Например, конь Ермак — сердечник, каждую осень-весну ему назначают курс сердечных препаратов.
— Необходимо, чтобы психика лошади была спокойная, и сами они были поздоровее. Ведь у кого уже плечи больные, у кого связки, кто-то хромает.
Как говорят в центре, для занятий иппотерапией можно найти лошадь получше или похуже, но главная проблема — это квалифицированные специалисты, которых катастрофически не хватает. Стоит отметить, что на базе Башкирского института физической культуры на протяжении четырех лет проводятся обучающие курсы для специалистов, которые занимаются иппотерапией.
— Все руководители команд четыре года назад были нашими первыми слушателями, все они имеют свидетельство государственного образца, — гордится своими сотрудниками Наталья Анатольевна.
Директор сетует, что сегодня пошла мода на иппотерапию, и многие дельцы выдают катание в парке на лошадях за этот метод реабилитации.
— Другие под этой вывеской рассчитывают найти спонсора, но нужно показывать результаты, надо доказывать, что ты состоятельный. Необходимы не только элементарные знания детской психологии, но также и взрослой, потому что общение происходит и с родителями.
Не удивительно, что при таком серьезном научном подходе заниматься в центре иппотерапии желающих всегда много. При хорошей погоде нагрузка на одного инструктора в неделю до 40 человек. Гордость школы — инструктор по иппотерапии Валентина Керибаева, которая в центре работает третий год.
— Валюша — уникальный человек, — с улыбкой рассказывает Наталья Анатольевна. — Она наша бывшая пациентка, начинала заниматься, еще когда мы были на ипподроме. Сейчас ей 21 год, девчонка очень хорошая, целеустремленная. Как она воспитывает лошадей на ипподроме — это надо видеть!
Валентина закончила курсы иппотерапии и на практике доказала, что может вести группы детей. На сегодняшний день девушка учится в медицинском колледже на медсестру, в будущем мечтает стать врачом. Очень быстро находит общий язык с детьми, подростками и лошадьми.
Интересно, что результаты после занятий иппотерапией проявляются по-разному: в этой области все очень индивидуально.
— Есть очень сложные ребята с ДЦП. Детей приносят на руках, кладут на лошадку, и ребенок буквально после первого же занятия поднимает голову, смотрит на родителей, улыбается. Родители от счастья плакать начинают!
И правда, как не заплакать, когда в человеке просыпается надежда, что твой ребенок будет здоров, что все будет хорошо?
— Есть несколько детей, которые и не ходили, но через определенное время — кто-то через полгода, кто-то через полтора — все они начинают передвигаться. Есть дети, которые занимаются в центре уже по три-четыре года.
И самое главное — словам руководителя центра есть примеры.
— Вот, например, победители — илишевская школа: казалось бы, просты деревенские мальчишки, но когда я смотрю, как они с каждым годом меняются, то просто радуюсь! Они садятся, спинку, плечи выпрямляют, прямо как настоящие офицеры — красиво посмотреть. Я считаю, что только на таком подходе можно воспитать личность человека, отношение к природе.
Альбина ИБАТУЛИНА.