Обитель святых
Окруженный ухоженными деревеньками над селом Ильсигулово возвышается памятный мемориал в честь похороненных на Нарыстау Зубаира бин Заита и его сына Абдуррахмана бин Зубаира. современные исследователи подтверждают, что проповедники действительно находились в Башкортостане в 630-х годах. Так, известный турецкий богослов Осман Нури Топбаш и глава суфийского тариката Накшбандия шейх Мухаммед Назим аль-Хаккани называют трех сахабов, направленных в наши края пророком Мухаммедом, и разъясняют, кто из них похоронен на горе Нарыстау.
Кстати, в Татарстане также имеется мемориал сподвижникам пророка, где предположительно захоронен третий миссионер.
В прошлом году место паломничества в Миякинском районе превратилось в живописно оформленную достопримечательность – над могилами появилась кованная кружевами белая юрта с тремя золотыми полумесяцами на верхушке. Черный надгробный камень, повернутый в сторону Мекки, гласит, что именно здесь обрели вечный покой проповедники.
- Идею облагородить наконец это святое место подали сами сельчане, - рассказывает директор местного благотворительного фонда «Возрождение» Минияр Янтурин. – Наверное, именно благодаря очень живой энергетике мемориала работа шла очень быстро – свой нынешний вид пристанище сахабов обрело всего за месяц.
Людская молва прочно закрепила за ним славу чудотворного места. Настоятель Ильсигуловской мечети Мансур-хазрат и сам смог убедиться в силе свыше.
- В это, конечно, можно не верить, - говорит он. - Но однажды во время строительства пошел сильный дождь. А рабочие продолжали трудиться, ведь вокруг места проведения работ не упало ни капли, вплоть до конца рабочего дня. Я бы не был столь уверен, если бы сам ни находился в тот день на стройплощадке.
На соседней вершине есть еще одно очень примечательное с исторической точки зрения захоронение. Говорят, здесь лежали тела знаменитых батыров Идукая и его сына Мурадыма, которые прославились своими отважными сражениями против хана Туктамыша. Кстати, события давних времен рассказаны в народном эпосе «Идукай и Мурадым». Но, как рассказал Минияр Янтурин, в 60-х годах на Нарыстау приехали какие-то ученые из Уфы. Они раскопали захоронение и действительно нашли останки двух человек с набором военной амуниции и копьями. Ученые увезли тела народных героев, и с тех пор судьба исследователей и найденных артефактов неизвестна.
- Мы все же решили обозначить могилу батыров хотя бы изгородью из камней, и она стала похожа на настоящий курган, - продолжает Янтурин. – Несмотря ни на что, все равно туристам интересно прийти и посмотреть, где именно лежали реальные личности, воспетые фольклором.
Живая вода
Помогли сделать мемориал в память о сподвижниках пророка благотворители фонда «Урал», которые не оставляют без внимания религиозные святыни. Теперь люди, сотнями приезжающие со всей округи, вознося руки к небу и «заряжаясь целебной силой», отмечают красоту и ухоженность места паломничества. А начиная с седьмого века и по сей день к Нарыстау приходили верующие с Кавказа, Казахстана и Средней Азии.
- Сейчас сюда приезжают целыми автобусами сотни человек, даже если придерживаются не мусульманской религии, - продолжает Минияр Минуллович. – Здесь ведь не только можно загадывать желания и просить у Бога о заветном. Сюда приезжают и на лечение.
Дело в том, что у подножия горы с незапамятных времен вытекает родник, вода в котором никогда не замерзает. Старожилы рассказывают, что когда-то давно родители привезли своего маленького сына, который не мог ходить. А после посещения святого места, гласит предание, он сбежал с горы самостоятельно.
Писатель Газим Шафиков в публикации о прославленной горе приводит любопытный эпизод из воспоминаний сельчан. В нем рассказывается, как один из здешних мулл совершил хадж. Но в Мекке удивились, незачем ехать так далеко, если есть свое священное место. Сегодня люди купаются в святой воде круглый год, и местные жители не помнят ни одного случая, чтобы кто-то заболел после омовения. Кроме того, вода с высоким содержанием серебра может храниться годами, не портясь.
В дальнейших планах у сельчан превратить святое место в еще более посещаемый туристами памятник – построить гостиницу и школу будущих духовников, проложить хорошую дорогу.
А пока что территория перед родником проходит реконструкцию, и вскоре возле Аулия шишма – так называют здешний источник – появятся благоустроенные купели для мужчин и женщин, а воду паломники смогут набирать из никогда не иссекающего колодца.
- Раньше для всех была всего одна мелкая купель, - объясняет Минияр Минуллович. – Теперь мы, как полагается, отделим женскую и мужскую зоны, сделаем водостоки и поставим уютный бревенчатый навес.
Но стройка кипит не только у родника – недалеко строители работают над подвальным помещением будущей мечети. Белые стены храма должны принять первых верующих уже к осени – сдача запланирована к концу августа.
- Строительство началось совсем недавно, - рассказывает директор фонда «Возрождение». – И пока что все силу брошены на создание помещения для пекарни.
В подвале мечети, по задумке организаторов, будут выпекать хлеб, естественно, по всем нормам халяль. К тому же продажа выпечки будет хорошим подспорьем для содержания и мечети, и мемориала.
Развернуть столь обширные работы вновь позволила помощь фонда «Урал», который уже сейчас выделил три миллиона рублей.
Замороженная визитка
Но, к сожалению, не все инициативы благотворителей находят должное внимание. К примеру, в фонд «Урал» неоднократно обращались представители мусульманских организаций с просьбой посодействовать в строительстве Соборной мечети на проспекте Салавата Юлаева, которая должна стать одной из крупнейших в Европе. В фонде идею поддержали и включили проект в план финансирования на 2012 год.
- В начале года мы направили письма в адрес руководителя администрации президента республики Владимира Балабанова и премьер-министра Азамата Илимбетова с нашими предложениями по оказанию содействия в возведении мечети, - рассказывает генеральный директор фонда Юсуп Мирсаитов. – Первые отклики обнадеживали - на наше предложение согласились.
Но принцип работы фонда предусматривает обязательное финансирование напрямую, без посредников, для предотвращения нецелевого использования средств.
- Мы хотели, чтобы в состав рабочих органов вошли представители лишь тех структур, которые вносят действенный клад в реализацию строительства, - продолжает Юсуп Мухайсинович. - Это правительство республики, курултай, ДУМ РБ, администрация Уфы и благотворительный фонд «Урал».
Более того, благотворители уже готовы были перечислить на возобновление строительства 200 миллионов рублей и покрывать дальнейшие затраты. Но дело до сих пор не сдвинулось с места.
- Нет постановления правительства, полного пакета документов по проведенным работам и землеотводу, нет решений по обновлению рабочих органов, нам постоянно предлагаются схемы непрямого финансирования, - рассказывает Мирсаитов. – Но мы можем работать лишь с гарантиями целевого использования финансов и возможностью контроля качества строительных работ.
Почему максимально прозрачная схема работы до сих пор не может быть запущена в действие, непонятно. Ясно лишь то, что грандиозный проект, могущий стать гордостью и визитной карточкой города, Меккой для верующих и туристов, все еще красуется лишь на паспорте объекта строительства.
Юлия ЛЕЖЕНЬ.