Posted 17 января 2012, 13:27
Published 17 января 2012, 13:27
Modified 10 ноября 2022, 18:54
Updated 10 ноября 2022, 18:54
Напомним, 22 января 2011 года в торговом центре «Европа» прогремел взрыв, обрушивший здание, а потом начался пожар. В огне погибли два человека – подсобный рабочий Евгений Жемчугов, занимавшийся стяжкой пластиковых полов в строящемся ресторане «Концерт клаб» и загоравшая в солярии 17-летняя школьница Гузель Булатова, постеснявшаяся выскочить из капсулы раздетой и отравившейся угарным газом. Остальные посетители спаслись. После работы следователей и экспертов, устанавливавших причины случившегося, выяснилось, что причиной могли стать неисправные баллоны тепловой пушки, которой сушили полы в «Концерт клабе». Утечка газа, по словам очевидцев, случилась за несколько часов до пожара, а вспыхнуть газовоздушная смесь могла от любой искры. Взрыва было два - сначала полыхнул газ, который собрался в помещении «Концерт клаба», а потом уже из-за высокой температуры рванули газовые баллоны. Причем осколок одного из разорванных баллонов долетел даже до ближайшей автозаправки.
Кроме того, выяснилось, что работы проводились с открытым огнем, в здании многие об этом знали, но никто и не подумал, чем это может грозить огромному количеству людей, ежедневно посещающих центр.
Следователи обнаружили многие странности в открытии комплекса, строительство которого, по сути, не было завершено – на задней части фасада еще велись отделочные работы, внутри здания шла перепланировка и при этом «Европа» давно распахнула двери для посетителей. Как утверждают правоохранители, несоблюдение правил противопожарной безопасности в здании было системой. В непострадавшей части комплекса обнаружили несколько емкостей с пропаном, бочки с лакокрасочными материалами, четыре пластиковых канистры с соляркой и несколько газовых баллонов. И это тоже все могло рвануть. В БТИ не оказалось никаких данных о том, что в помещении сносились стены и строились новые перегородки.
Здание торгового центра негласно принадлежало руководителю «СТС-Автодор» Игорю Стрижневу, но оформлено на фирму «Гарант реноме», а как привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо? Здание оказалось застраховано на 350 миллионов рублей, в том числе и от взрыва бытового газа и страховая компания деньги выплатила.
Оказывается, торговый центр «Европа» в 2007 году «попался» на несоблюдении противопожарных норм, но, обжаловав предписание пожнадзора в Арбитражном суде, поплатился лишь штрафом в 10 тысяч рублей. И никто уже не проверял, устранили ли владельцы найденные пожарными недостатки. А после того, как собственники «Европы» переоформили здание на «Гарант реноме», вход ревизорам в здание закрылся на три года – чаще предпринимателей проверять нельзя.
За все нарушения безопасности в «Европе» ответят управляющий зданием Александр Герсон и руководитель ресторации, где прогремели взрывы, Эйнур Бейбутов.
В свое время крупный магазин планировался как средоточие самых дорогих бутиков Уфы, но не привлекал посетителей. Бизнесмен Эйнур Бейбутов исправил плачевную ситуацию, создав в «Европе» самые модные ресторанные проекты. Он арендовал у собственников здания фасадную часть помещения на 10 лет, начиная с 2010 года. Именно Бейбутов нанял ремонтную фирму «Браско», где работал Евгений Жемчугов, заливать пол. И именно директор «Концерт клаба» представил ремонтникам тепловое газовое оборудование, приобретя его по объявлению в интернете, и показал, как с ним обращаться. Кстати, техника оказалась неисправной – рабочие рассказали, что в тепловых пушках дважды менялись испорченные редукторы. И именно он настоял на использовании тепловых пушек, потому что холод мог повредить качеству покрытия.
К обвиняемым применена мера пресечения – подписка о невыезде. Как только Александр Герсон и Эйнур Бейбутов, и их адвокаты ознакомятся со всеми материалами уголовного дела, начнется процесс в Октябрьском суде Уфы. Если мужчин признают виновными в совершении преступления по ч.3 ст. 219 УК РФ, им грозит до семи лет лишения свободы.
Как сообщили «МКС» в пресс-службе МВД по РБ, следствие затянулось из-за проведения объемных и долгосрочных пожарно-технических и строительно-технических экспертиз, которые доказали, что в ходе эксплуатации здания серьезно нарушались правила пожарной безопасности.