В 2011-м под уголовное преследование попало рекордное количество экс-чиновников

10 января 2012, 22:56
2011-й останется в памяти жителей Башкирии годом громких разоблачений и привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных чиновников, правда, большей частью с приставкой «экс». 2012-й должен стать годом не менее громких приговоров, если, конечно, кампания по выявлению коррупционеров не была «охотой на ведьм» и скандальные в свое время дела не обернутся пшиком. Также фигурантами уголовных дел становились одиозные личности, которые могли радикально повлиять на общественное мнение. Аналитики утверждают, что смена региональных элит часто сопровождается уголовными процессами, и Башкирия – не исключение: республике требовалось пройти этот болезненный этап.

Самое массовое преступление

Фамилии не менее 600 башкирских чиновников фигурировали в деле о незаконном получении от государства субсидий на приобретение квартир в элитных домах. Оказывается, специально для бывшей политической элиты Башкирии в центре Уфы возводились целые кварталы жилья, куда вселялись приближенные к республиканской власти. Причем большая часть получивших от государства деньги на оплату роскошных квадратных метров уже имела квартиры в собственности, но не постеснялась отхватить жилища «про запас», представив подложные документы о том, что крайне нуждается в улучшении жилищных условий. Другим чиновникам государство подарило жилища по себестоимости — элитный квадратный метр обходился счастливчикам всего в 17 тысяч рублей. В списке разжившихся дармовыми квартирами была масса известных людей, а следователи намеревались привлечь к ответственности и представителей глав Кировского и Советского районов Уфы (именно эту часть города активно заселяли небожители), подмахнувших незаконные бумаги о выделении жилья и без того небедным людям. Но, похоже, расследование этого уголовного дела застопорилось после того, как большая часть активных сыщиков уехала в Москву вслед за генералом Алешиным, получившим пост замглавы МВД РФ.

Самый знаменитый подследственный…

2011 год также оказался «богатым» на уголовные дела с фигурантами-знаменитостями. Так, в октябре подследственным стал министр культуры Аскар Абдразаков, которого обвинили в растрате 50 тысяч бюджетных рублей. Министр культуры оплатил перелет своей знакомой из Москвы в Уфу и обратно из казны вверенного ему ведомства. На следствии он объяснял, что перелет понадобился для привлечения инвесторов, но общественность решила, что министр просто оказался несведущ в особом порядке расходования бюджетных средств, оговоренном законодательством, и если бы знал о последствиях, вряд ли решился на эту трату. Ведь до того, как возглавить министерство культуры, Аскар Абдразаков с чиновничьей деятельностью не сталкивался, гастролируя по всему миру, как оперный певец. Когда в августе 2010 года Аскару Абдразакову предложили возглавить башкирское культурное ведомство, он согласился, так как, по его собственному признанию, «хотел принести пользу родной республике». Несмотря на то, что сам Абдразаков оценил свою работу на чиновничьем посту как «плодотворную», уже в августе 2011-го он написал заявление об отпуске с последующим увольнением. Для общественности так и осталось загадкой, что на самом деле произошло, и аналитики по-прежнему гадают о причине фиаско культурного министра. Но, как бы там ни было, сообщение о возбуждении уголовного дела появилось, когда Абдразаков после отпуска мог выйти на работу, но этот факт поставил окончательную точку в его карьере. Любопытно, что сегодня, похоже, уголовное дело прекращено, по крайней мере, о его расследовании ничего не известно. Такое возможно, если Абдразаков внес в бухгалтерию ведомства 50 тысяч рублей, и исчезла причина возбуждения дела – нанесение ущерба государству. Надо сказать, что Абдразаков – не единственный представитель культурной сферы, оказавшийся участником уголовного процесса – бывшего директора башкирской филармонии (БГФ) Данира Гайнуллина подозревали в присвоении 414 тысяч рублей, собранных на организованных в храме искусства свадебных церемониях. Якобы деньги не сдавались в кассу, а оседали в карманах руководства БГФ. Гайнуллина намеревались привлечь к ответственности за то, что именно он отдавал распоряжение бухгалтерам вольно обращаться с деньгами молодоженов, но, похоже, обвинение ему так и не предъявили, а деньги он вернул в кассу.

…и самый высокопоставленный фигурант уголовного дела

А вот другой не менее известный фигурант уголовного дела – бывший премьер-министр башкирского правительства Раиль Сарбаев вряд ли так легко отделается. Экс-чиновника обвиняют в гораздо большем ущербе, нанесенном бюджету республики – 1,6 млн рублей, но, по иронии судьбы, тоже связанном с перелетом, оплаченном из госказны. По версии следствия, г-н Сарбаев в декабре 2009 года отправился на зафрахтованном самолете бизнес-класса в Вену увидеться с сыном тогдашнего президента РБ Уралом Рахимовым, а командировку оплатило башкирское министерство строительства, архитектуры и транспорта по статье расходов на госнужды. Следствию предстоит доказать в суде, что поездка Раиля Сарбаева действительно носила личный характер и не имела никакого отношения к его деятельности премьер-министра. Ясные судебные перспективы дела бывшего премьера ставят крест на его дальнейшей политической карьере. В случае, если только бывшего чиновника не оправдают.

Самые влиятельные участники уголовных процессов

Независимо от оплаты сарбаевского перелета появилось уголовное дело против бывшего главы министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ Равиля Ибатуллина. Г-на Ибатуллина заподозрили в том, что он на посту министра недобросовестно отнесся к своим обязанностям и в приказном порядке занизил цены на оформление технических документов для населения и юридических лиц ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» (БТИ). В результате упущенная выгода госпредпрятия составила 90 миллионов рублей, а размер не перечисленных в бюджет средств оказался равен 29 миллионам рублей. Судебные перспективы этого дела туманны – подследственный утверждает, что во время кризиса 2008 года иначе поступить было нельзя, чтобы не обременять высокими тарифами население. Между тем Равиль Ибатуллин стал четвертым в списке бывших членов башкирского правительства, оказавшихся под следствием. Обвинение в превышении должностных полномочий предъявили экс-министру образования Зиннату Аллаярову – он пролоббировал крупный бюджетный заказ на строительство школы в деревне Ярославка Дуванского района для «своей» фирмы. А бывший министр труда и социальной защиты Ринат Тимербаев, в свое время трудившийся заместителем Аллаярова, ответит перед судом не только за пренебрежение интересами службы, но и за взятку, которую он получил от этой же строительной фирмы в виде автомобиля "Лексус" стоимостью почти два миллиона рублей.

Ответит перед законом бывший помощник председателя правительства Башкирии Талгат Абдрахманов, пообещавший предпринимателям посодействовать перед региональным минздравом в распределении одного миллиона бюджетных рублей, выделенных на ремонт медучреждения. Абдрахманов обвиняется в мошенничестве, потому что, по мнению следствия, «в должностные обязанности помощника премьер-министра не входило выделение бюджетных средств, и обвиняемый, вымогая деньги, по сути вводил в заблуждение потерпевших, обещая им «решение вопроса».

Дело Талгата Абдрахманова уже слушается в суде, как и дела бывших министров труда и образования. Хотя бывшие чиновники растратили бюджетные средства еще в 2008 году, и вот-вот истечет срок давности ответственности за это преступление.

Самые скандальные дела

В 2011-м оказались за решеткой сразу три одиозных деятеля – Роберт Загреев, Айрат Дильмухаметов и Артур Идельбаев. И если Роберт Загреев и Айрат Дильмухаметов прославились откровенными революционными заявлениями, которые следователи сочли экстремистскими, то бывший замначальника управления по делам печати РБ Артур Идельбаев в этом списке стоит особняком, хотя и поплатился свободой, скорее всего, также за радикальные выходки во время выступлений союза башкирской молодежи. Но официально Октябрьский райсуд Уфы арестовал г-на Идельбаева за то, что он, будучи обвиняемым в незаконном предпринимательстве и присвоении чужого имущества, не являлся на допросы без уважительной причины. Уже через месяц суд признал Артура Идельбаева виновным в незаконном предпринимательстве – чиновник не имел права принимать участие в коммерческой деятельности, но фактически руководил издательским домом «Неделя» и лоббировал интересы этой фирмы в ФГУП «Почта России», выбивая деньги вперед за еще не оказанные услуги по подписке. С учетом смягчающих поправок, внесенных в Уголовный кодекс за экономические преступления, Идельбаева приговорили к 250 тысячам рублей штрафа, и он сразу вышел на свободу. Урок бывшему чиновнику пошел впрок, и сегодня он по-прежнему занимается издательской деятельностью, но теперь весьма лоялен к власти.

Приговор Роберту Загрееву и Айрату Дильмухаметову за экстремистские высказывания стал откровением для всей башкирской общественности – Загреева отправили в колонию на три с половиной года, а его «подельника» Дильмухаметова – на шесть. Парни «воевали», в основном, в интернете, оставаясь литературными экстремистами, и никто не ожидал столь жесткого наказания «за слова». Но если по Айрату Дильмухаметову, как считают его идеологические противники, давно «плакала зона» - у неистребимого революционера за плечами два непогашенных условных срока именно за словесное недержание, то интернет-хулиган Роберт Загреев, конечно же, такой суровой кары не заслуживал. Любопытно, что Роберт Загреев позиционировал себя пламенным борцом с «рахимовским» режимом, зачищавшим площадку для новой власти, но новая власть от такого радикального союзничества открестилась. Эта несправедливость стала поводом для многочисленных выступлений общественности в защиту Загреева, и коллегия по уголовным делам ВС РБ, рассматривая кассационную жалобу осужденных, смягчила наказание публицисту. Загреева приговорили к шести месяцам заключения, которые он уже отсидел, а потому блогер спустя несколько дней оказался на свободе, расценив полугодовую отсидку «как журналистскую командировку». С приговором Роберт до сих пор не согласен и намерен обжаловать его в надзорном порядке и добиться оправдания, а также судиться с государством в Европейском суде. Айрат Дильмухаметов может рассчитывать только на условно-досрочное освобождение.

Самый громкий арест

Под занавес 2011 года в тюрьме оказался еще один экстремист, но уже религиозного толка – Фанзиль Ахметшин. Арест Ахметшина вызвал бурю негодования в интернете и даже акции протеста с требованием немедленного освобождения невиновного.

Парня задержали на таможне во время возвращения из Сомали, откуда он транзитом летел через Турцию. По данным спецслужб, в африканском государстве мужчина встречался с представителями международных террористических организаций, хотя сам он утверждает, что ездил с гуманитарной миссией помочь обездоленным мусульманским детям. В багаже у поклонника радикальной исламской идеологии обнаружили опий и тут же «закрыли», обвинив в контрабанде и хранении наркотических средств. Спустя некоторое время Ахметшину предъявили еще одно обвинение, но уже «по теме» - по ч.1 ст.282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»).

По странному совпадению, Фанзиль Ахметшин оказался знаком с аскинскими территористами, расстрелявшими в Пермском крае милиционера и пытавшимися подорвать газопровод в Бирском районе. Общался с боевиками из баймакского подполья, сегодня арестованными за нападение на мечеть в Сибае. Но привлечь его к ответственности за участие в действиях этих экстремистов у силовиков не получалось – мало ли, кто с кем знаком и кому помогал найти работу или пустил переночевать.

Любопытно, что одиозный Фанзиль Ахметшин - глава молодежного совета курултая башкир и любимец местной элиты, а по данным чекистов - лидер религиозной мусульманской группы «Ахлю Сунна Валь-Джамаа», исповедующей салафизм (чистый ислам, - ред.). Последователи этой идеологии обязаны посвятить всю свою жизнь «вооруженной борьбе с неверными», причем им не возбраняется изымать имущество «нечистых». В список неверных попадают все, кто не следует учению Аль-Ваххаба, и мусульмане в том числе. Члены национальных движений не отрицают, что г-н Ахметшин имеет репутацию мусульманского радикала, и не раз слышали от него странные речи. Видимо, Ахметшин стал очень опасен. Но получить реальный срок лишения свободы Фанзиль Ахметшин рискует за хранение наркотиков, а вовсе не за свои взгляды.

Самые мягкие приговоры

Самое большое разочарование общественности вызывают приговоры, которые выносятся бывшим чиновникам. Так, в 2011 году районные суды оправдали сразу двух фигурантов, которым светило не менее семи лет лишения свободы. Бывший руководитель Приуральского управления Ростехнадзора 54-летний Николай Колобов, извлекавший материальные дивиденды из своей должности, был оправдан за получение взятки в миллион рублей и освобожден от наказания за незаконное предпринимательство из-за истечения срока давности. Хотя закон запрещает чиновникам покровительствовать коммерсантам, за работой которых они надзирают, Николай Колобов предоставлял льготы и преимущества фирме «Энергонефтегаз-сервис», где директором выступал его сын, но избежал наказания. Справедливости ради надо сказать, что кассационная инстанция приговор отменила, и дело о взятке, где срок давности еще не истек, будет вновь рассматриваться, но иным составом судей. И пока суд да дело, глядишь, и здесь привлекать бывшего чиновника станет не за что.

Оправдательный приговор за отсутствием состава преступления вынес районный суд действующему главе Краснокамского района Разифу Гильмуллину. Мужчину обвиняли в превышении должностных полномочий и неправомерных действиях при банкротстве. По версии следствия, глава Николо-Березовки издал распоряжение о незаконном изъятии имущества совхоза «Урожай» на сумму 17 миллионов рублей. Забрав у сельского предприятия оборудование, транспорт и здания и передав имущество предприятию «Арлан», начальник местной администрации якобы «убил» совхоз, который впоследствии был признан банкротом. Гособвинитель на процессе просил лишить г-на Гильмуллина свободы на три года, а также запретить занимать должности на госслужбе. Но районный суд оправдал руководителя Краснокамского муниципалитета. В прокуратуре посчитали, что мэр, который во время судебного процесса продолжал управлять районом, мог повлиять и на решение суда, и обжаловали приговор. Теперь это дело будет рассматриваться с самого начала, но не факт, что новый приговор будет обвинительным.

А вот бывшего руководителя администрации Салавата Радика Бухарметова сначала городской суд, а потом и Верховный признали виновным в совершенном преступлении – превышении должностных полномочий. Он издал незаконное распоряжение о проведении торгов по передаче в безвозмездное пользование вновь построенных сетей водоснабжения трех домов в одном из микрорайонов Салавата коммерческой фирме, даже не проведя рыночной оценки жизненно важных коммуникаций. Причем, как подозревали следователи, «сделал это небескорыстно». Экс-мэра, поставившего под угрозу жизнь и здоровье жителей Салавата, «подарившего» стратегический объект стоимостью 2414860 рублей знакомым предпринимателям, приговорили к штрафу в 200 тысяч рублей.

Самые коррумпированные районные начальники

Кстати, главы Салавата и Краснокамского района - не единственные руководители муниципалитетов, попавшие в 2011-м под уголовное преследование. Год стал «урожайным» на разоблачения местных мэров и их заместителей. Так, руководителя Федоровского района Радика Ишмухаметова в январе поймали на превышении должностных полномочий – он передал имущество и технику муниципального предприятия, оказывающего коммунальные услуги, коммерческой фирме, нанеся ущерб государству в 18 миллионов рублей. Подобное преступление совершил и бывший глава Хайбуллинского района Ринат Бикбов. Он также передал районное имущество стоимостью 15 миллионов рублей коммерсантам, фактически обанкротив местный совхоз «Хайбуллинский». Расследуется уголовное дело против бывшего главы Татышлинского района Филарета Гайнаншина – он также вывел активы муниципального предприятия стоимостью 9,5 млн рублей и обанкротил его.

Бывший мэр Благоварского района Риф Имаев обвиняется в мошенничестве. По данным следствия, экс-глава районной администрации присвоил себе три земельных участка в райцентре общей площадью 1839 кв.м, записав в амбарной книге, что это земля предков его супруги. Чиновник дал указание подчиненным, чтобы они внесли заведомо ложные сведения о том, что г-жа Имаева и его дочь всегда владели этой землей.

Бывший глава Зилаирского района 57-летний Юнер Валеев совместно с бывшим начальником сектора экономики местной администрации 32-летним Ямилем Азнабаевым и двумя лесничими обвиняется в нанесении ущерба лесному фонду республики в 48 миллионов рублей. Группа якобы устраивала липовые аукционы по продаже лесных делянок, где победителем становилась фирма, аффилированная главе района, потом лес вырубался и продавался, а вырученные средства делились между сообщниками.

Не отстают от районных начальников-прохиндеев и их заместители. Так, заместитель главы Хайбуллинского района обвиняется в разбазаривании имущества сельского предприятия «Матраевский» и нанесении ущерба государству в 29 миллионов рублей. Замглавы Кушнаренковского района Ильдара Сулейманова подозревают в превышении должностных полномочий. Он потребовал от предпринимателей, желавших получить в собственность земельный участок, перечислить 80 тысяч рублей фирме, которая якобы будет закупать мебель в местную школу. Ответит перед судом за взятку замглавы Ермекеевского района, потребовавший от просителя 35 тысяч рублей за разрешение торговать арбузами.

Может оказаться фигурантом уголовного дела первый заместитель главы администрации Уфы 40-летний Владислав Никитин. Причиной интереса правоохранительных органов к вице-мэру стала деятельность г-на Никитина на посту директора муниципальной фирмы «Центр недвижимости». Вице-мэра подозревают в совершении экономических преступлений, связанных с продажей земельных участков в центре Уфы. Предположительно, чиновник нанес городскому бюджету ущерб, измеряемый несколькими миллионами рублей. Приговоры по всем этим делам прозвучат уже в новом году.

#Политика #Новости
Подпишитесь