Posted 21 декабря 2010, 21:24
Published 21 декабря 2010, 21:24
Modified 10 ноября 2022, 18:57
Updated 10 ноября 2022, 18:57
Конечно, малый бизнес со временем приспособится к очередной “выходке” властей, однако игра пойдет по старым, уже подзабытым правилам: “серые” зарплаты, двойная бухгалтерия, игра в кошки-мышки с налоговиками. С 1 января 2011 года повышается ставка страховых взносов для предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный налог (ЕНВД). Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для них увеличится с 14% до 34%, то есть в 2,43 раза.
Для компаний, которые сегодня работают по общему режиму налогообложения (в основном это крупные предприятия), повышение налоговой нагрузки будет не столь серьезным — всего в 1,3 раза.
Предприниматели все как один говорят: будем оптимизировать издержки. Под оптимизацией понимается сокращение персонала и зарплаты в “конвертах”.
“Под каток” попадут малые предприятия с высокой долей расходов на оплату труда. Про модернизацию производства они могут забыть.
“В итоге можно ожидать двух вариантов развития — либо массовые банкротства в сфере малого и среднего бизнеса, либо уход бизнеса в тень. При любом из этих вариантов увеличение налоговых поступлений в бюджет вряд ли будет значительным. Налоговые льготы сегодня получает в основном крупный бизнес, который является ключевым и для экономики страны. Зато малый и средний бизнес лишат и тех льгот, которые были до налоговой реформы”, — рассуждает гендиректор консалтинговой компании Тамара Касьянова.
“В интеллектуальных малых бизнесах расходы на зарплату составляют от 50 до 70% всех затрат. Для них повышение ЕСН под видом страховых взносов — мера чрезвычайно неприятная и препятствующая развитию. В этих условиях интеллектуальный бизнес должен или уйти в “серо-черные” схемы, или существенно затормозить свое развитие”, — прогнозирует гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.
Крупные сырьевые гиганты изменений почти не заметят. В нефтегазовых и металлургических компаниях затраты на рабочую силу не превышают 10%.
“В очередной раз власть продемонстрировала свое неуемное желание решать все финансовые проблемы “доением” бизнеса. Между тем те же самые средства можно было бы найти, если сократить количество чиновников на 20%, установить мораторий на повышение их зарплат. Но этого сделано не было, “кошельком” для власти остается бизнес”, — объясняет Пятенко.
Изменения законодательства приведут к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров и услуг и, как следствие, к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета. Выросшая себестоимость производимых и реализуемых товаров, работ и услуг повлечет за собой рост стоимости потребительской корзины и, соответственно, увеличение инфляции.
Предприниматели надеются, что их голос будет услышан, и в то же время готовятся к новому давлению со стороны властей. Теперь полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами переданы органам внебюджетных фондов. Таким образом, существенно увеличивается и административная нагрузка на бизнес. Органы внебюджетных фондов получили широкие полномочия по контролю (камеральные и выездные проверки) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, которые не обеспечены административной (уголовной) ответственностью за злоупотребления.
Марк ШЕРМАН.