По словам г-на Гребенникова, попытки госинспекции закрыть или приостановить на положенные по закону 90 суток потенциально опасные для персонала цеха и участки производств, в судах не имеют успеха. Судьи, отклоняя требования инспекторов, ставят под удар жизни рабочих, и фактически дают карт-бланш владельцам предприятий, позволяя им ничего не менять на производствах ради безопасности трудящихся.
- Самое серьезное наказание, которое выносят наши суды за чью-то покалеченную жизнь или смерть – условный срок, а то и вовсе штраф, - сетует г-н Гребенников. – Причем, наказывают не руководителей, а «стрелочников», работников среднего звена - прорабов, мастеров, бригадиров. Пока в Башкирии не было судебного прецедента, когда предприятие бы жестко наказали за производственный травматизм.
Владимир Гребенников напомнил, что из-за увечий, получаемыми работниками, предприятия сами получают убытки, однако до сих пор не осознают это.
- К сожалению, бизнесмены не просчитывают свои потери на перспективу, ведь покалеченный работник – это оплата больничных и периода реабилитации, потеря квалификации, судебный издержки, - уверен представитель инспекции труда. - А общество теряет работоспособных людей в детородном возрасте.
Специалисты выделили четыре главные отрасли, где высок риск покалечиться – транспорт, строительство, ЖКХ и сельское хозяйство.
Оказывается, что каждому природному сезону присущи свои травмы – с весны случаются падения на стройках, с началом посевной – увеличивается число несчастных случаев на полях, когда люди попадают под сеялки и тракторы, а с наступлением зимы гибнут в бытовках строители и работники ЖКХ из-за пожаров от неисправных обогревателей.
Также, по словам г-на Гребенникова, случаем производственного травматизма признаются инциденты, на первый взгляд, не относящиеся к прямому исполнению сотрудником своих обязанностей.
Так, например, производственной травмой будет считаться, если рабочий полез за яблоками и упал с высоты на территории предприятия, если телятницу покусали собаки по дороге на ферму, на почтальона напали грабители, позарившиеся на пенсионные деньги, или сотрудники попали в аварию на вахтовом автобусе.
- Есть три главные категории, по которым определяется производственная травма: рабочее время, место и исполнение служебных обязанностей, - объяснил замглавы трудовой инспекции.
Кстати, по словам представителей инспекции, предприятия часто скрывают от властей несчастные случаи, где пострадали люди – в год вскрываются до полусотни подобных фактов. Рабочим быстро выдается какая-то компенсация, а факт инцидента нигде не регистрируется.
- Однако спустя какое-то время рабочие сами приходят к нам, когда полученная скрытая травма дает о себе знать, - заметил Владимир Сергеевич.
Особенно предпочитают не афишировать полученные увечья рабочие градообразующих предприятий в моногородах, где другую работу найти очень сложно.
Чиновник посетовал, что, владельцы предприятий идут на конфронтацию с проверяющими и отказываются сотрудничать при расследовании несчастных случаев. В подобной ситуации инспекции приходится прибегать к помощи милиции и прокуратуры, поскольку своих рычагов давления на администрации предприятий она не имеет.
- Есть целые цеха, которые целиком стоит немедленно закрыть из-за сильно изношенного оборудования, опасного для рабочих, - заявил г-н Гребенников.
Однако назвать эти предприятия чиновник отказался.
- Боюсь, что меня не правильно поймут, не хочу бросать на кого-то тень, - развел он руками.
Но по просьбе «МКС» замглавы трудовой инспекции все-таки назвал тройку предприятий республики, где чаще других калечатся рабочие. Это Мелеузовский завод минеральных удобрений, Сибайский и Учалинский ГОКи, а также «Салаватнефтеоргсинтез».
По данным республиканского Минтруда в этом году ревизоры зарегистрировали более семи тысяч нарушений в области охраны труда. В это число входят отсутствие медосмотров, обучения и инструктажа рабочих, неполноценное обеспечение средствами защиты, ущербное лечебно-профилактическое обслуживание и некорректные оформления несчастных случаев. Самое распространенное нарушение – отсутствие специалиста по охране труда на предприятии где работает более пятидесяти человек. Чиновники отмечают, что у работника есть право не приступать к работе, в случае угрозы его жизни и здоровью, но на практике, из-за угрозы быть уволенным, этим правом мало кто пользуется.
Дмитрий КОЛПАКОВ.
Справка «МКС»
Хронология производственных трагедий - 2010
Август. В Стерлитамаке двое рабочих смертельно отравились метаном при проведении ремонта в подземном водопроводном коллекторе. 53-летний мужчина спустился вниз и потерял сознание. Его 52-летний напарник поспешил на помощь товарищу и также упал без чувств. На дне коллектора оказалась высокая концентрация метана, ставшая для наладчиков смертельной.
Август. В Стерлитамаке на заводе «Авангард» при проведении плановой утилизации боеприпасов погиб подрывник. В нарушение правил техники безопасности он не был экипирован в защитный костюм. Раненого специалиста в тяжелом состоянии немедленно госпитализировали, но он от полученных травм скончался.
Июль. Двое рабочих ОАО «Мелеузовские удобрения» погибли при работе в технологическом колодце. Работники отравились парами гидрохлорида натрия, накопившимися на дне.
Июль. В котельно-сварочном цехе ОАО «Салаватнефтемаш» при работе грузоподъемного крана погиб электросварщик. Согласно выводам расследования, строповкой груза занимался необученный специалист.
Июль. При пожаре на эстакаде технологических трубопроводов «Салаватнефтеоргсинтеза», возникшем при проведении ремонтных работ, пострадали четверо рабочих, получив термические ожоги. Возгорание остаточного продукта на эстакаде произошло из-за нарушения правил пожарной безопасности.
Март. Бригада рабочих ремонтировали кровлю гаража на Шоссейной улице в Кумертау. Один из кровельщиков сорвался вниз. Находившийся рядом второй работник, который имел страховочный трос, бросился на помощь товарищу и попытался поймать его. Но страховка не выдержала, и мужчины оказались на крыше примыкающего здания. В результате падения с 6-метровой высоты, ремонтники получили тяжелые травмы.
Февраль. На территории бывшего мясокомбината в Бирске проводились работы по демонтажу морозильного корпуса. В одном из них двое рабочих с помощью газосварочного оборудования срезали металлические конструкции под потолком. Внезапно загорелся теплоизоляционный материал, которым были отделаны стены и потолок. В ходе тушения пожара брандмейстеры обнаружили тело 47-летнего рабочего.
Январь. На кладбище села Чесноковка могильщики копали яму, и чтобы облегчить процесс, «размораживали» землю зажженными автомобильными покрышками. В яму с горевшими покрышками упал 48-летний мужчина. Его напарник помог выбраться, но несчастном уже вспыхнула одежда. С тяжелыми ожогами ног и туловища он был госпитализирован в реанимацию.