Следователи уверены, что г-н Швецов, являясь главой двух коммерческих фирм «Николай и К» и ПЖСК "Надежда", склонил своих знакомых и сотрудников публиковать гадости в интернете за вознаграждение. Правоохранители весьма серьезно подошли к расследованию интернет-экстремизма – уголовное дело составляет 50 томов.
Следствие предъявило г-ну Швецову обвинение в совершении сразу пяти тяжких преступлений – организации экстремистского сообщества, призывах к экстремистской деятельности, призывах к насилию над гражданами, возбуждении ненависти и оскорблении. В случае если суд признает пожилого интернет-пользователя виновным, ему по совокупности статей грозит до 17 лет лишения свободы – каждая из них предусматривает от трех до пяти лет заключения.
Ответят за гнусности, оставленные в интернете, по четырем статьям УК РФ и соратники Николая Швецова – его помощник 42-летний Сергей Орлов, доценты российской академии наук 42-летний Игорь Кучумов и 45-летний Ильдар Габдрафиков.
И лишь бухгалтер фирмы «Николай и К» 24-летний Константин Нестеров может легко отделаться, так как обвиняется «лишь» в двух преступлениях – призывах к экстремистской деятельности и возбуждении ненависти. Однако и ч.2 статей 280 и 282 УК РФ также подразумевают не менее пяти лет лишения свободы.
По версии следствия, пятерка графоманов, приличных вроде бы в обычной жизни людей, оставила на сайте более 1000 гнусных перлов, призывающих «опрокинуть» власть «обезьяне-сучьего племени», «ублюдков», «макак» и «грязных башкирят», лично приложились к написанию матерщины и призывов к свержению государственного строя.
Как сообщил «МКС» следователь по особо важным делам СУ СКП РФ по РБ Азат Вахитов, пятеро обвиняемых размещали на интернет-сайте "Уфа губернская" статьи и комментарии, призывающие к созданию административно-территориального образования Уфимская губерния. Власть в этом образовании, по мнению обвиняемых, должна была принадлежать исключительно русским с ограничением представителей башкирской национальности в своих конституционных правах.
- Согласно заключению лингвистической экспертизы, тон публикаций носил крайне агрессивный характер, с нагнетанием эмоциональной тревожности, истерического противостояния, - уточнил г-н Вахитов. - На страницах сайта размещались комментарии с использованием обильной ненормативной лексики, шокирующих оскорблений по личностному и национальному признакам, провокаций в стиле "культурного садизма".
По словам Азата Вахитова, «ни один из обвиняемых, кроме самого младшего из них, Нестерова, не признал свою вину, хотя они дали показания о своей причастности к инкриминируемым им деяниям».
По решению суда, все пятеро обвиняемых в размещении пасквилей во всемирной сети находятся под подпиской о невыезде.
Любопытно, что интернет-экстремисты в свое время писали письма президенту страны Дмитрию Медведеву в котором уверяли, что уголовное дело, возбужденное против них – месть башкирских властей русской оппозиции, развенчивающей национальные мифы.
Поспешили обратиться к общественности и ученые российской академии наук, как только узнали, что их коллеги, работавшие на должностях доцентов, Игорь Кучумов и Ильдар Габдрафиков подозреваются в экстремизме. Доктора и кандидаты исторических наук утверждали, что деятельность обвиняемых «не имеет какой-либо общественной опасности для страны, а наоборот содействует укреплению ее единства и развитию в ней гражданского общества».
И действительно, невозможно представить себе, как академические ученые, занимаясь высокими исследованиями, одновременно пачкали интернет-пространство матерщиной и тошнотворными выкладками.
Зато интернет-сообщество весьма трезво отреагировало на происходящее – «наконец-то кого-то заставят отвечать за базар в сети!». Да и многие журналисты весьма скептически восприняли заявления правозащитников о публицистической деятельности обвиняемых.
- Люди, называющие себя журналистами, имеют не только обширные права, но и обязанности, - говорит ведущий программы «Уфимский разворот», выходящей на телеканале «Вся Уфа» и радио «Эхо Москвы» Азамат Саитов. – Да и Законе о СМИ четко прописан запрет на публичный призыв к свержению власти, пропаганду насилия, разжигание межнациональной розни. Ни один из серьезно работающих в журналистике людей не позволит себе опускаться до грязных оскорблений и нецензурщины даже в личном блоге. Потому что главное для пишущего и снимающего – объективность в подаче любой информации. Сайт «Уфагуб» же поражал злобными комментариями, накалом ненависти и шовинизма. О какой даже самой примитивной форме журналистики можно говорить в подобной ситуации?
Правоохранители, передав скандальное дело в суд, добились главного – общественность уверилась, что закон один для всех, независимо от принадлежащего подозреваемым кошелька или высокой должности. Да и «охолонуть» разыгравшимся в сети блоггерам, вообразившим, что всемирная паутина скроет любое лицо, не мешало.
Кстати, на днях в Октябрьском суде Уфы начнется рассмотрение иска о защите чести и достоинства, предъявленного Швецовым сотоварищи к нашему изданию. Пятерка графоманов уверена, что мы оклеветали их, рассказав о противозаконной деятельности горе-комментаторов. Любители оставлять в интернете анонимные мерзости, вероятно, были уверены в своей безнаказанности и надеялись, что уголовное дело против них рассыплется.
Любопытно, что незадолго до предъявления ему обвинения, одержимый манией кропать вирши г-н Швецов прислал в нашу редакцию гневный опус: «Мы обязаны предложить вашей газете заплатить нам штраф в 500 тысяч рублей, так как ваша газета оболгала невинных людей, пользуясь своими возможностями, так как следствие ничего не доказало, вы утверждаете обратное» (стилистика автора сохранена, - ред.).
Впрочем, еще один попавший под суд за оскорбительные надписи в интернете Игорь Кучумов в возмущенном письме в нашу редакцию признается: «в предъявленном мне обвинении речь идет только о 30 комментариях» (выделено ред.).
В свое время еще экс-прокурор Башкирии Александр Коновалов заметил, что башкирские оппозиционеры путают политику с уголовщиной, а закон не положено нарушать никому.