Posted 21 июля 2009, 13:27
Published 21 июля 2009, 13:27
Modified 10 ноября 2022, 19:00
Updated 10 ноября 2022, 19:00
Суть изобретения Ильнура Гайнанова - синтез электросхемы, которую мальчик впаял в пульт дистанционного управления и специальной компьютерной программы, которую он написал на языке Паскаль на одном из обычных школьных уроков по информатике. Подросток признается: идею создать машинку, которая будет управляться компьютером, ему подсказал учитель Салават Юсупов. Мальчик, обладающий техническим мышлением – за эту идею ухватился сразу. Ему показалось интересным: все мальчишки играют с машинками! А тут автомобилем можно будет управлять через компьютер. Скажем, задать ему траекторию – ехать от школы до дома – и машина поедет сама! Главное – чтоб батарейки хватило.
Путь от идеи до воплощения оказался недолгим – всего полтора месяца. Настоящая изобретательская работа – Ильнуру пришлось повозиться с паяльником, писать разные программы (чтобы заставить игрушку ездить по кругу – нужна одна программа, чтобы по определенной траектории - другая). После этого пришлось еще и тестировать разработку – ведь в разных условиях (скажем в гору или с горы) автомобиль едет по-разному. Мальчик создал и программу, которая заставляет машину ехать с заносом: двигатель резко набирает и сбрасывает обороты, и в определенные моменты компьютер поворачивает руль.
Когда все было готово, мальчик выставил свое изобретение на республиканской выставке и победил – неожиданно для себя. Потом поехал в Москву – и занял там второе место. Жюри оценило в первую очередь оригинальную идею разработки.
Учитель информатики Салават Юсупов говорит, что главное достижение его ученика – даже не победа. Самое важное: теперь одноклассники Ильнура тоже увлеклись программированием.
Уроки информатики для людей, лишенных воображения – занятие скучное. Трудно увлечься написанием программ, если не видишь результата, который можно потрогать. Случай с управляемым автомобилем показал ребятам наглядно, как может использоваться компьютерный язык Паскаля в жизни. Сейчас у школьников 140-й гимназии – летние каникулы и практика. Но даже в свои законные выходные в кабинет информатики приходят мальчишки: некоторые из них пытаются создать программируемую цветомузыку, другие пишут программу для книжки-раскраски.
Руслан РАХИМОВ.