Снабдив дельтаплан двигателем, уфимец изобрел новый летательный аппарат

21 сентября 2008, 17:46
Обеспеченные европейцы и американцы в свободное время любят «разогнать кровь» полетами на собственных легких самолетах. В России этот вид экстремального отдыха пока доступен лишь избранным – людям с немаленькими доходами и самодеятельным пилотам-конструкторам сверхлегких летательных аппаратов. Последние вот уже почти двадцать лет разрабатывает и строит уфимец Анатолий Жуков.

Изобретатель и пилот-самоучка большинство своих дельтолетов (гибрид дельтаплана с винтом и мотором) собрал с единомышленниками в подвале общежития УГАТУ. Увлечение полетами началось со студенческой скамьи. Еще в институте, второкурсник Жуков заболел дельтапланеризмом, и, по его собственным словам, за несколько лет стартовал с вершин практически всех башкирских гор. Но однажды понял – дельтаплану нужен мотор.

В качестве основы первых разработок был выбран слабенький мотоциклетный двигатель, полотно и несколько метров алюминиевых труб. Несмотря на усмешки друзей планеристов, по прошествии определенного времени, собранная из бог весть каких деталей конструкция, совершила свой первый полет.

- Сначала я выбрал традиционную для аппаратов такого класса трехколесную схему, - вспоминает Анатолий. - Но после серии жестких посадок и неизбежных в таких случаях ссадин и синяков, я решил добавить в конструкцию четвертое колесо, и как выяснилось, не прогадал.

Возросшая надежность шасси позволила установить более мощный двигатель от «Жигулей». В результате по показателям дальности, скорости и надежности дельтолеты уфимского изобретателя стали одними из лучших и безопасных в мире. Установленный на последней модели инжекторный двигатель от вазовской «десятки» позволяет четырехсоткилограммовому аппарату без особых проблем разгоняться в воздухе до 100 километров в час, преодолевать на одной заправке расстояние более 250 километров и забираться на высоту до нескольких тысяч метров. Причем для взлета ему достаточно стометровой площадки, а при встречном ветре и того меньше.

На вопрос, не страшно ли доверять жизнь конструкции смахивающей на воздушную «этажерку» начала века, изобретатель ответил, что летать на дельтолете в целом не опаснее, чем на машине ездить по городу в час пик.

- Если откажет двигатель, что бывает крайне редко, аппарат спокойно спланирует и сядет на любую мало-мальски ровную площадку длинной всего в двадцать метров. Кроме двигателя ломаться здесь нечему. Так что при должном контроле и качестве обслуживания, можно спокойно налетать сотни часов без единой поломки.

Сейчас в активе уфимского изобретателя есть несколько не имеющих аналогов в мире уникальных моделей собственной разработки - гидромотодельталет, способный взлетать и садиться с поверхности воды, и аэромобиль ЖУК-42. По шоссе он легко разгоняться до сотни, а после установки крыльев превращается в легкий двухместный самолёт. Последняя модель в 1999 году получила специальный приз на Московской выставке экзотических автомобилей.

Несколько лет назад разработками Жукова заинтересовались китайцы. Приехали, все посмотрели, сфотографировали и предложили работать в Поднебесной. И хотя предложение было весьма заманчивым, Анатолий от него отказался, прежде всего, из-за нежелания бросать коллектив единомышленников, с которым проработал не один десяток лет.

Интересно, что в качестве сборочного цеха и конструкторского бюро уфимский изобретатель использовал подвал в одном из общежитий УГАТУ. При этом разработка и постройка уникальных летательных машин за почти двадцать лет ни принесла ни копейки прибыли. Деньги на недешевые материалы, необходимые для постройки дельталетов изобретатель зарабатывает на проектировании и продажи пользующихся спросом у коммерсантов складных шатров для уличной торговли.

- Сегодня энтузиастов сверхлегкой авиации в стране можно пересчитать по пальцам, - говорит Жуков. - С развалом системы ДОСААФ господдержка этого направления конструкторской деятельности фактически прекратилась. Учитывая дороговизну материалов, становится понятным, почему энтузиасты не могут воплощать в металл интересные технические наработки. Негативную роль в развитии любительской авиации играют и устаревшие законы, доставшиеся России в наследство от СССР, запрещающие полеты не только над городом, но и за несколько километров от его границ. Сегодня мы вынуждены летать по-партизански с укромной площадки в сорока километрах от Уфы.

А жаль. Опытные планеристы из дельтаклуба УГАТУ вполне могли бы выполнять коммерческие заказы по контролю территории и фотосъемке, а по выходным катать на дельтолетах людей, дав возможность жителям Башкирии испытать еще один вид экстремального отдыха.

Николай КРАСИН.

#Политика #Новости
Подпишитесь