Константин Толкачев: «Каждый перевозчик должен нести ответственность за определенный маршрут»

20 июня 2008, 02:30
«Революционной» инициативой назвал спикер Госсобрания Константин Толкачев законопроект о пассажирских перевозках, который депутаты Курултая единогласно приняли в четверг в первом чтении.

Напомним, республиканские парламентарии взялись за упорядочение работы общественного транспорта в Башкирии. Депутаты намерены отсечь от пассажироперевозок «нелегалов», подчинив всех автоперевозчиков одному уполномоченному ведомству. Эта, скорее всего, вновь созданная структура будет полностью контролировать и координировать пассажирские перевозки, четко определять действия компаний, ответственных за безопасность людей, оптимизировать маршруты и разрабатывать правила игры на рынке транспортных услуг. Кстати, по такому пути пошли в Челябинске и Казани, заставив частных извозчиков подчиниться государственным требованиям.

Кроме того, законопроект «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан» предусматривает жесткие критерии для автофирм, желающих оказывать транспортные услуги населению.

Парламентарии намерены вытеснить «ГАЗели» с рынка пассажироперевозок

По мнению спикера Госсобрания Константина Толкачева, этот законопроект – «революционный», который «вытеснит «ГАЗели» с рынка пассажироперевозок».

- Документ предполагает, что по дорогам республики будут ездить автобусы с двигателями не ниже «Евро-3», - говорит Константин Борисович. - Это значит, что перевозчики или будут вынуждены обновить свои автопарки новым, экологически чистым транспортом, или уйти с этого рынка.

Интересно, что парламентарии делают ставку на крупногабаритные автобусы, что не удивительно: «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров, а большой автобус 120. И в случае, если по городским магистралям будут ходить вместительные машины, пассажир не пострадает, а дороги существенно разгрузятся.

По словам г-на Толкачева, сокращение числа автоперевозчиков благоприятным образом скажется на безопасности дорожного движения и на качестве транспортных услуг.

- Если регламентировать потребности населения и количество автобусов, можно резко снизить аварийность, - уверен спикер. – Ведь ни для кого не секрет, что за руль старых, купленных по бросовой цене «ГАЗелей» порой садятся совершенно не подготовленные люди.

Депутаты, разработав башкирский транспортный закон, решили, что повысить ответственность автофирм за жизнь пассажиров можно единственным способом – закрепив за каждым из маршрутов только одного перевозчика.

- Мы считаем, что на одном маршруте должна работать только одна организация, - говорит спикер Госсобрания Константин Толкачев. – Это снизит и агрессивность вождения, и позволит удалить с рынка пассажироперевозок непрофессионалов.

Башкирский транспортный закон предполагает, что число машин, обслуживающих городские и пригородные маршруты должны четко соответствовать потребностям рынка.

Как утверждает Константин Борисович, законопроект также четко регламентирует критерии, по которым автофирма может получить право на перевозку пассажиров.

И пройти это «сито» смогут лишь те автопредприниматели, которые готовы отвечать за безопасность людей, честно платить налоги и предоставлять населению качественные услуги, используя экологически чистые автобусы. Отбор будут проходить и водители, допущенные на маршруты. Для них станут обязательными отсутствие криминального прошлого и стаж работы по специальности не менее семи лет.

А уполномоченный республиканский орган, который станет контролировать и координировать пассажирские перевозки в Башкирии, разрабатывает единое для всех расписание движения и определять тарифы на этом рынке.

По центральным улицам станут ходить только большие автобусы?

Кстати, представлявший «транспортный закон» заместитель председателя комитета Курултая по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Дмитрий Купцов отметил, что «на дорогах Башкирии идет настоящая война».

- В республике в 2007 году произошло 146 ДТП с участием частных автобусов, - говорит Дмитрий Николаевич. – При этом 200 человек было ранено и 10 погибло. В Уфе только в 2008 году произошло 338 аварий, а почти 10 тысяч перевозчиков возили людей на неисправных машинах. В этой войне жертвами оказываются не коммерсанты, заботящиеся о своем кармане, а пассажиры.

Как утверждает г-н Купцов, в «обстановке правовой неопределенности» на рынке пассажироперевозок творится настоящий беспредел.

- Ведь если человеку по силам купить самолет, это не значит, что он может взлететь в небо и начинать перевозить пассажиров, - говорит депутат. – Ему никто не позволит заниматься такой опасной деятельностью. А перевозки людей на земле никто не контролирует, любой желающий может приобрести старенький микроавтобус зарабатывать деньги, рискуя жизнью людей. Они работают сутками и спят прямо в машинах – о какой безопасности можно говорить?

По словам Дмитрия Николаевича, республика только выиграет, если с рынка пассажироперевозок уйдут «нелегалы». Любое правительство считает жизнь людей главной ценностью, а потому и не доверяет судьбу своих граждан «дикарям», заботящимся лишь о собственном кармане. Государству не только проще выстроить профессиональные перевозки, но и жестко их контролировать.

- Пассажир, садясь в автобус, должен быть уверен, что доедет до места назначения, - заключает г-н Купцов. – И новый закон позволит оставить на этом поле только легальных перевозчиков, которые сумеют гарантировать государству безопасность людей.

Дмитрий Николаевич не видит трагедии и в том, что автопредпринимателей заставят законодательно обновить свои автопарки.

- Ни один зарабатывающий деньги коммерсант не купит для себя «Запорожец» или «Оку», а отдаст предпочтение удобному и комфортному автомобилю, - рассуждает парламентарий. – Так почему тогда автобизнесмены считают, что пассажиры должны довольствоваться старыми и чадящими автобусами? Если предприниматели решили зарабатывать на рынке пассажироперевозок, значит, они обязаны вкладывать в свое развитие и покупать новые автобусы, чтобы привлечь пассажира.

Еще одно любопытное предложение прозвучало в кулуарах Госсобрания. Депутаты уверены, что в Уфе для снижения аварийности следует ввести радиальную схему передвижения пассажирских автобусов, разделив город на зоны по типу метро.

Подобные проекты используются во многих европейских городах. Тогда на главных улицах смогут передвигаться крупногабаритные вместительные автобусы, а на второстепенных – микроавтобусы, которые будут подвозить пассажиры к крупным магистралям. Вопреки сомнениям, что проезд из одной части города в другую станет дороже, можно обратиться к опыту других мегаполисов, где подобная схема позволила напротив удешевить проезд. При необходимости передвижения в разных зонах пассажир покупает один билет «одного часа» или «одного дня», уже не доплачивая при пересадке.

Автоперевозчики будут вынуждены обнародовать свои доходы

По словам г-на Купцова, новый транспортный закон пойдет на пользу не только пассажирам, но и бюджету.

- Никто точно не знает, сколько денег крутится на этом рынке, - говорит Дмитрий Николаевич. – Но понятно, что огромные суммы скрываются от налогообложения. Между тем, если документ будет принят, то транспортные предприятия будут вынуждены показывать свои реальные доходы.

Появление правового документа, регламентирующего пассажироперевозки, воодушевило и представителей Госавтоинспекции.

- Город не резиновый, и огромное число частных автобусов загромождает автомагистрали, - говорит заместитель начальника ОГИБДД УВД Уфы Рамиль Гареев. – Только в столице Башкирии зарегистрировано свыше 10 тысяч пассажирских машин, находящихся в частных руках. Они все выезжают на улицы и создают пробки.

Кроме того, по словам Рамиля Анисовича, весь этот частный транспорт паркуется во дворах и на придворовых территориях, создавая проблемы жителям города.

Но не трудно догадаться, что закон, способный упорядочить стихийный рынок автоперевозок, не обрадует некоторых автоперевозчиков.

- К нам и так относятся предвзято, - дословано цитируем председателя союза автопредпринимателей Уфы Олега Кулешова. – Все хотят не дать нам заработать. А ведь мы заботимся о пассажире – люди хотят, чтобы «ГАЗель» подъезжала прямо к подъездам и забирала их оттудова на работу.

Г-н Кулешов честно признает, что работает на городских маршрутах нелегально и участвовать ни в каких конкурсах на право перевозок пассажиров не намерен.

- Я тот, кого вы называете нелегалами и партизанами, а это чернильница тех людей, которые встают в пять утра, и помогают людям, - говорит он. – Мы просто реализуем свое конституционное право на работу.

Пока «транспортный» закон не принят, он прав – привлечь к ответственности такого перевозчика невозможно.

- О людях подумайте, - взывает Олег Ильич к совести парламентариев, намеревающихся убрать «ГАЗели» с рынка. – Ведь им нужно кормить семьи, расплачиваться за кредиты…

- Это незаконный прием, - парирует г-н Купцов. – Так можно оправдать и наркоторговцев, и сутенеров, мол, им нужно содержать детей. Вы радеете за интересы узкого круга, а мы за интересы населения в целом – чтобы город жил и работал, а не гонялся за длинным рублем.

- Раз мы общественный транспорт, значит, представляем интересы общества, - гордо констатирует Олег Кулешов.

Правда, Олег Ильич отказался рассказать, где водители-неформалы проходят предрейсовый медосмотр и сколько союз автопредпринимателей выпускает «ГАЗелей» на уфимские улицы, заявив, что эта информация «не для прессы».

Интересно, что г-н Кулешов и К создал юридическую организацию, которая помогает нелегальным перевозчикам составлять жалобы в антимонопольную службу об ущемлении их прав.

И это ведомство встает на сторону «малого бизнеса», требуя от властей прекратить преследовать автопредпринимателей и не нарушать «Закона о конкуренции».

- Президент Медведев тоже просил «не трогать» малый бизнес, не «душить» их проверками, - говорит председатель комитета, разработавшего этот законопроект, Наиль Кутлугильдин. – Но глава государства четко оговорился, что на «послабления» могут рассчитывать только те бизнесмены, чья деятельность не связана с безопасностью людей. Так что давайте не будем спекулировать на заявлениях президента России.

По словам г-на Кутлугильтдина, его удивляет позиция, которую занимает антимонопольная служба, отстаивая права частных перевозчиков, громко кричащих о том, что их «зажимают». Ведь когда речь идет о жизни пассажиров, глупо думать лишь о торжестве конкуренции.

- Ведь ни для кого не секрет, что эти решение предприниматели могут материально «простимулировать».

Наиль Закирович даже заявил, что если понадобится, башкирские парламентарии внесут изменения в законодательные акты, обязывающие антимонопольщиков учитывать опасную специфику рынка пассажироперевозок.

- На первом месте для нас будет стоять безопасность, на втором – качество услуг населению и лишь на третьем – интересы предпринимателей, - жестко высказался глава комитета.

Кстати, в новом законе будет четко прописана ответственность автоперевозчика за недобросовестную работу и некачественные услуги и определены меры наказания.

- Неотвратимость наказания для нарушителей – основа сильного государства, которое заботится о своих гражданах, - уверен г-н Купцов.

Как утверждает спикер Госсобрания Константин Толкачев, башкирский «транспортный закон», скорее всего, вступит в силу уже в начале 2009 года.

#Общество #Новости
Подпишитесь