Кондуктор, не спеши…
Движение по городской железной дороге на этих участках планируют закрыть в три этапа. Сначала рабочие муниципального управления электротранспорта демонтируют рельсы от Городского дворца культуры до кольца на Космонавтов. Во вторую очередь отрежут кусок ветки от ГДК до кольца на остановке «Театр кукол», а затем разберут участок до Лесопаркового проезда.
Работы начнутся 16 июня, и, как планируется, закончатся 13 августа. Уже к концу лета проспект станет восьмиполосным по всей длине.
Поводом для ликвидации трамвайного движения между центром города и Черниковкой послужил опрос общественного мнения проведенного по заказу мэрии. Горожане уверяли, что трамваи мешают автомобилям и создают пробки.
Градоначальник Павел Качкаев отметил, что власти идут навстречу пожеланиям автовладельцев и полностью освобождают проспект Октября от городской железной дороги. По словам мэра, «в администрацию идут потоки обращений с требованием убрать рельсы».
- На проспекте Октября в каждой пробке машины стоят по 40 минут, - заявил во вторник Павел Рюрикович. – Так больше нельзя. Эта улица строилась в 60-е годы прошлого века и оказалась не рассчитана на нынешнее автомобильное движение.
Ликвидация трамвайных путей начнется с трехкилометрового перегона ГДК – Космонавтов. Еще весной власти планировали подвинуть в сторону рельсы на Дежневском путепроводе, чтобы они не мешали автомобильному потоку. Но вместо смещения полотна, чиновники приняли решение вовсе убрать трамвайного движения.
После демонтажа городская трамвайная сеть разорвется на две части – рельсы останутся в Черниковке и на юге Уфы. Северные районы станет обслуживать трамвайное депо № 2, что располагается у ГДК, южные – депо имени Зорина.
Вагоны из второго депо будут выезжать на Трамвайную улицу - Индустриальное шоссе и следовать до кольца на Гастелло. Оттуда выезжать на Вологодскую и разворачиваться у автоцентра «ВАЗ», где можно будет повернуть на Кольцевую и добраться до Шумавцовского путепровода, прозванного Нахальным перекрестком. От Индустриального шоссе трамваи снова смогут вернуться в депо №2. Минус этой схемы – отсутствие альтернативного маршрута. Достаточно в одном месте возникнуть препятствию, и вся северная часть города останется без трамвайного движения, поскольку иных вариантов объехать аварийный участок у электротранспортников больше не будет.
Вагончик тронулся
Работники МУЭТа рассказывают, что в советское время Уфа была одним из немногих городов с большой и разветвленной трамвайной сетью.
Однако в послеперестроечные годы в столице Башкирии начали ограничивать жизненное пространство для трамваев. Сначала убрали рельсы с проспекта Октября – от аграрного университета до Госцирка, затем ликвидировали участок между улицами Трамвайной и Нежинской, чтобы освободить загруженный Шумавцовский путепровод. Позже закрылось депо № 3 на Севастопольской.
Все это объяснялось двумя причинами – растущим числом автомобилей и нерентабельностью пассажирского электротранспорта. На одном из совещаний в мэрии Уфы, глава города Павел Качкаев заметил, что электротранспорт в год «сжигает» 300 миллионов казенных рублей, и даже «не выходит в ноль» за счет сборов с пассажиров.
Решение для исправления ситуации было принято жесткое – урезать чуть ли не половину трамвайного полотна.
Понятно, что исчезновение трамваев на важных городских артериях на время решит проблему пробок.
- Трамвайные пути занимали свыше 21% проспекта Октября, - отметил глава Уфы Павел Качкаев. – На Дежневском путепроводе и вовсе оставалось лишь две полосы для автомобилей, остальную часть дороги занимали трамваи.
Кстати, исчезновение путей предусматривал и откорректированный Генплан развития Уфы до 2025 года. Правда, главный градостроительный документ предполагал, что убирать рельсы с проспекта Октября следует после строительства новой трамвайной линии с бесшумным полотном по Комсомольской и Российской улицам. А такая железная дорога еще не появилась.
Тот же Генплан предусматривает развитие в столице Башкирии трамвайной сети и строительство новых участков трамвайного движения, которые свяжут Сипайлово и Лесопарковый район со старой Уфой, а Северную промзону - с южной частью города…
Трамвай коммерческих желаний
Интересно, что городские чиновники всегда считали трамвай экологически чистым транспортом, который следует сохранять во чтобы ни стало.
Вероятно, убытки, которые несет город, ежедневно томясь в пробках, и заставили уфимские власти принять кардинальное решение по ликвидации трамвайных путей. Похоже, иного способа расширить главные улицы для автомобильного движения пока не существует.
- Для расширения проспекта Октября понадобились бы миллиарды рублей, - говорит г-н Качкаев. – Ведь следовало бы переносить подземные коммуникации.
На взгляд главы уфимской администрации, ликвидания трамвайного движения обойдется городу намного дешевле.
- Главное, чтобы горожане правильно поняли эти меры, - сказал он. – Решение о разборе рельсов было принято совместно с президентом республики и правительством.
Интересно, что летом 2006 года никто и предположить не мог, что трамваи исчезнут с главных артерий. Иначе для чего властям понадобилось на участке у Горсовета заменять старое полотно на бесшумные прорезиненные рельсы, привезенные из Чехии? Этот проект, по данным инвестиционной компании «Финам», потребовал не менее 40 миллионов рублей, и теперь эти деньги в прямом смысле закопаны в землю.
Можно предположить, что и без того убыточный электротранспорт станет и дальше терять пассажиров. В «обрезанном» виде трамвайная сеть вряд ли будет интересовать горожан. Неизбежны сокращения персонала МУЭТа, уменьшение подвижного состава, и, как следствие, повышение стоимости проезда.
По слухам, в будущем демонтируют полотно на улице Мингажева и в старой Уфе. Кроме того, на месте депо имени Зорина планируется возведение бизнес-центра «Уфа-сити».
Впрочем, возможно, в «банкротстве» трамвайного сообщения отчасти есть вина и самих электротранспортников, в последнее время явно завышающих пассажиропоток в отчетных документах. Льготники и пенсионеры пользовались трамваями, а вот привлечь «платного» пассажира в МУЭТе не смогли. А теперь, похоже, потеряют его окончательно.
Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ.