«Полуторка» - первая машина Горьковского автозавода, не только ставшая родоначальницей всех автомобилей марки «ГАЗ», но и сумевшая доказать, что советское автомобилестроение многого стоит. Грузовики отечественного производства с легкостью конкурировали с австрийскими «Мерседесами». И если во время войны водители были вынуждены пересаживаться на трофейные иномарки, то с горестью вздыхали о своих «старушках-полуторках». «Полуторка», получившая свое название за грузоподъемность (1,5 тонны), вообще была самым массовым военным автомобилем.
Сотни добровольцев уходили из Башкирии на фронт со своими любимицами. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года у военкоматов вытягивались цепочкой колонны автомашин для отправки на фронт. Последние минуты прощания, соленые поцелуи и над колоннами черной птицей неслась команда: «Моторы»!
На сборном пункте в Москве, на ВДНХ дороги наших земляков расходились, вместе с машинами их направляли на разные фронта самой страшной войны прошлого столетия.
Изгнав с родной земли ненавистных захватчиков, на «полуторках» доблестные водители исколесили всю Европу, освобождали Румынию и Болгарию, Венгрию и Югославию. Одним колесом проехали по турецкой границе. Не раз обжигая руки, открывали пробку кипящего радиатора, чтобы долить в него воды на перевалах Карпат и Албании.
В послевоенные годы, восстанавливая разрушенное хозяйство страны, знаменитые отечественные грузовики работали на великих стройках, на их «железных плечах» поднималась вся отечественная индустрия. Машины проезжали по три тысячи километров, не подводя своих хозяев.
И сегодня если понадобится, «полуторки» как настоящая «старая гвардия», готовы проехать в строю, будь то парад победы или юбилейный автопробег.
Ирина КОНСТАНТИНОВА.