Posted 21 февраля 2008, 17:58

Published 21 февраля 2008, 17:58

Modified 10 ноября 2022, 19:04

Updated 10 ноября 2022, 19:04

Старушка-«полуторка». Советский автопром выпускал машины, которым завидовал Запад

21 февраля 2008, 17:58
Немногим известно, что в стране воздвигнуто немало постаментов, на которых навечно застыли первые отечественные грузовые автомобили – «ЗИС-5», «ГАЗ-ММ», или как по- доброму называли их в народе – «трехтонки» и «полуторки». Одна из таких легендарных машин горделиво возвышается перед зданием Кумертауского автотранспортного предприятия. Автомобиль, намотавший километры фронтовых проселков, пробиравшийся по бездорожью послевоенных грандиозных строек навеки застыл как памятник мощи отечественной промышленности. И монументом всем шоферам, погибшим на фронтах Второй мировой войны. В прошлом году «полуторке» исполнилось 75 лет.

«Полуторка» - первая машина Горьковского автозавода, не только ставшая родоначальницей всех автомобилей марки «ГАЗ», но и сумевшая доказать, что советское автомобилестроение многого стоит. Грузовики отечественного производства с легкостью конкурировали с австрийскими «Мерседесами». И если во время войны водители были вынуждены пересаживаться на трофейные иномарки, то с горестью вздыхали о своих «старушках-полуторках». «Полуторка», получившая свое название за грузоподъемность (1,5 тонны), вообще была самым массовым военным автомобилем.

Сотни добровольцев уходили из Башкирии на фронт со своими любимицами. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года у военкоматов вытягивались цепочкой колонны автомашин для отправки на фронт. Последние минуты прощания, соленые поцелуи и над колоннами черной птицей неслась команда: «Моторы»!

На сборном пункте в Москве, на ВДНХ дороги наших земляков расходились, вместе с машинами их направляли на разные фронта самой страшной войны прошлого столетия.

Изгнав с родной земли ненавистных захватчиков, на «полуторках» доблестные водители исколесили всю Европу, освобождали Румынию и Болгарию, Венгрию и Югославию. Одним колесом проехали по турецкой границе. Не раз обжигая руки, открывали пробку кипящего радиатора, чтобы долить в него воды на перевалах Карпат и Албании.

В послевоенные годы, восстанавливая разрушенное хозяйство страны, знаменитые отечественные грузовики работали на великих стройках, на их «железных плечах» поднималась вся отечественная индустрия. Машины проезжали по три тысячи километров, не подводя своих хозяев.

И сегодня если понадобится, «полуторки» как настоящая «старая гвардия», готовы проехать в строю, будь то парад победы или юбилейный автопробег.

Ирина КОНСТАНТИНОВА.

Подпишитесь