Посол ответил на этот вопрос деликатно, как истинный дипломат, указав на «благоприятный фон, на котором сейчас развиваются отношения между Латвийской Республикой и Российской Федерацией». Переведя разговор из политической в экономическую плоскость, Андрис Тейкманис отметил:
- В течение последних трех-пяти лет объем совместной торговли между нашими странами увеличивался ежегодно на 26-27%.
Эту же позицию подтвердили в башкирском Белом доме, где посла встретил премьер-министр РБ Рафаэль Байдавлетов. Глава республиканского Кабмина посчитал, что за 11 месяцев прошлого года товарооборот между Латвией и Башкирией составил около млн., тогда как за весь предыдущий год эта цифра равнялась всего ,6 млн.
Тем не менее, во внешней торговле Башкирии доля Латвии составляет всего 1,2%.
- Сотрудничество между Башкортостаном и Латвийской Республики только зарождается, - сказал г-н Байдавлетов. – Но начало уже положено.
По крайней мере, как позже признался посол, как минимум четыре латвийских компании завязали партнерские отношения с башкирскими предприятиями.
Основной позицией республиканского экспорта в Латвию являются минеральные продукты и транспорт, а эта прибалтийская страна импортирует в наш регион, как правило машины и оборудование.
Когда речь зашла о продукции машиностроения, журналисты поинтересовались у членов латвийской делегации о бренде RAF. В советское время под Ригой работал единственный в СССР завод микроавтобусов (Rigas Autobusu Fabrika, RAF), рассчитанный на производство 17 тысяч машин в год. Предприятие выпускало машины передового для того времени дизайна и разного назначения – «неотложки», экскурсионные микроавтобусы, маршрутные такси, автопоезда, спецавтомобили для Олимпиады-80 (именно RAF сопровождал олимпийский огонь).
Да и сейчас в башкирской глубинке можно встретить эти старые, держащиеся на ходу автомобили.
- К сожалению, в настоящее время выпуск микроавтобусов RAF прекращен, - весьма кратко ответил на вопрос торговый представитель Латвии в РФ Олафс Слутиньш.
Однако латвийские предприниматели оказались куда более разговорчивее. Они рассказали, что свою последнюю продукцию предприятие выпустило в середине 90-х годов прошлого века. Это был автомобиль-катафалк для перевозки гробов. По иронии судьбы такая машина стала последней и в истории самого завода. RAF объявили банкротом, и в 1998 году он прекратил существование.
Сейчас же, по мнению латвийских и башкирских деловых кругов, перспективными направлениями сотрудничества могут стать деревообработка, финансовая сфера, транспорт и туризм.
- Башкирская туриндустрия еще заявит о себе, - сделал прогноз г-н Тейкманис. – Как мне кажется, с удовольствием посетили бы Башкортостан и мои соотечественники. Жители Латвии тянутся к природе: им будет интереснее наслаждаться красотами вашей республики, чем сидеть в тесных номерах отелей.
По его мнению, помимо развития туристической инфраструктуры необходимо продумать пути прямого сообщения: например, открыть регулярный авиарейс Рига-Уфа.
- Отчего-то билеты на международные рейсы стоят дешевле, чем на внутрироссийские, - удивленно заметил дипломат.
Посол также напомнил, что Латвия славится производством отменного хлеба. Возможно, что настоящий рижский хлеб в скором времени будут печь и Башкирии, как это было сделано в Ивановской области, где открыта первая в стране национальная латышская пекарня.
Руководитель дипмиссии, побывав в Архангельском районе республики, где компактно проживает латышская диаспора, отметил «внимательное отношение» башкирских властей к сохранению и развитию культуры его страны. Дипломат даже предложил провести в Башкирии Всероссийский фестиваль латышской песни.
- Латыши - нация маленькая, каждый латыш на счету, - добавил г-н Тейкманис. – Мы приветствуем, когда власти других государств помогают им сохранять свою культуру, традиции, религию, способствуют поддержанию контактов латышские общин с родиной.
После добрых слов о Башкирии посол сделал реверанс и в сторону ее столицы:
- У меня хорошие впечатления об Уфе. Красивый, чистый и цивилизованный город, - сказал Андрис Тейкманис.
Айгуль ХАФИЗОВА,
Руслан САЛИМОВ.