- Если у воды нет направляющего русла, то ее потоки направятся в ближайшее проседание почвы – в карстовые воронки или овраг, - объясняет начальник службы путей башкирского отделения КбЖД Евгений Мельников. – Этого допустить нельзя. Ручеек, найдя воронку, может стать неуправляемым и впоследствии повредить нитку рельс.
За год в Уфе появляется до десяти тысяч новых карстовых провалов. Самый большой провал в районе станции «Воронки» достигает
Земля уходит из-под ног, проваливаясь вниз, увлекая за собой потоки родниковой и сточной воды.
- Мы как грибы после дождя ищем эти воронки по всему лесу, - рассказывает мастер уфимской дистанции путей Альберт Курбангалеев. – И потом внимательно отслеживаем «развитие» каждой ямы.
В этом году железнодорожники зафиксировали 30-миллиметровый прогиб на рельсах на одном из участков неподалеку от станции «Воронки». Подозрение пало на воду, скопившуюся в одном из близлежащих оврагов. Пришлось ограничить скорость поездов на этом участке.
Из-за каких-то трех сантиметров прогиба башкирское отделение КбЖД несет огромные финансовые потери, ведь из-за замедленного движения составов грузы не пребывают на станцию назначения вовремя. Однако понесенные убытки – необходимость, ведь речь идет о безопасности движения на стальной магистрали.
Администрация башкирского отделения КбЖД решила проложить сквозь скалы в районе станции «Воронки» 120-метровый подземный тоннель, что вывести воду из оврага до ближайшего коллектора. Подземный коридор, высотой с человеческий рост, в скале построят до зимы.
- За сутки удается пройти около метра, потому что скальная порода очень тяжелая, - объясняет бригадир фирмы, ведущей проходку «ИнжСтройРемонт» Раис Сарвалеев.
При этом проходчики уже успели пробить в горе
Строители своей работой косвенно подтвердили, что прокладка тоннелей закрытым способом в городе возможна, несмотря карстовые провалы. А ведь именно опасность карстовых воронок до недавнего времени останавливала метропроходчиков.
Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ.