Mkset.ru
Все идет по клану
21 октября 2010, 01:30
Политика
Все идет по клану
Скорее всего, Башкирия потеряет уникальный автотранспортный комплекс, выстроенный с таким трудом. Стратегическое государственное автопредприятие «Башавтотранс», подобного которому нет ни в одном регионе России, по всей видимости, отдали на откуп. При этом действуют чиновники в духе 90-х годов, используя самые грязные методы влияния на тех, кто ответственен за сохранение госимущества. Для новой власти, всячески демонстрирующей заботу о населении республики, это большой прокол.

На трассу – через кассу

 

Кого-то, похоже, прельстили государственные активы — автопарки, расположенные на красных линиях не только в Уфе, но во всех городах и районах республики, а также новые автобусы, оборудованные системой «ГЛОНАСС/GPS», стоимость которых оценивается в четыре миллиарда рублей.

Многим известно, что региональный рынок автоперевозок очень прибыльный, его ежедневная емкость по самым скромным подсчетам составляет 24 миллиона рублей, ежегодная — 8 млрд 760 млн рублей, при том, что это бизнес-поле никак и никем не контролируется. Ни налоговые инспекторы, которые только на подоходном налоге, по самым приблизительным подсчетам, теряют 1 млрд 139 млн рублей в год, ни гаишники, ни другие надзирающие ведомства не спешат замечать этой проблемы, как будто сами зарабатывают на этом рынке.

Понятно, что государственный автоперевозчик, сумевший закупить новые европейские большеместные автобусы, оборудовать весь автопарк системой навигации и переодеть водителей в белые рубашки и галстуки, стал серьезным конкурентом автокоммерсантам, стремящихся стричь купюры, но не платить никаких налогов. По слухам собственными автобусами владеет огромная армия чиновников, депутатов и милиционеров, которые и крышуют всеми силами этот рынок.

В среду приказом главы Госкомитета РБ по транспорту Ильяса Мунирова отправлен в отставку гендиректор ГУП «Башавтотранс» Камил Маматказин, активно сопротивлявшийся рейдерскому захвату.

К несговорчивому директору, не желающему сдавать госсобственность и в свое время сделавшего все, чтобы поднять государственное автопредприятие из руин (шесть лет назад износ автопарка «Башавтотранса» составлял 80%, здания и сооружения разрушались и ветшали, а долги только бюджету составляли более миллиарда рублей), подбирались в течение года.

 

Трассовая дискриминация

 

Весь последний год на «Башавтотранс» шла массированная атака — предприятие пережило сотни проверок контролирующих и надзирающих органов, против гендиректора пытались возбудить уголовное дело за то, что он обогатил государство на четыре миллиарда рублей, приобретя новые автобусы в лизинг. Депутаты Курултая Дмитрий Купцов и Наиль Кутлугильдин потребовали от Контрольно-счетной палаты проверить «зарвавшегося» руководителя, однако ревизоры КСП ничего криминального в деятельности ГУПа не обнаружили.

Тогдашний главный налоговый инспектор Башкирии Сергей Баранов попытался заставить госпредприятие необоснованно выплатить якобы недоимку налогов на сумму 350 миллионов рублей, но свою правоту не сумел доказать в суде, проиграв все инстанции, включая Высший Арбитражный суд. Кстати, излюбленный прием черных рейдеров — заходить на лакомые объекты через чиновников ФНС, инициировав иск о несостоятельности. В законе о банкротстве масса пробелов, которыми и пользуются аферисты. В частности, возбуждение процедуры несостоятельности возможно при долге предприятия свыше ста тысяч рублей, а тут 300 миллионов! Если б г-ну Баранову удалось провернуть это — предприятие уже не сумело бы подняться никогда.

Пока Раиль Сарбаев находился у власти, он принялся готовить решение о расформировании госпредприятия. Это желание вполне объяснимо, ведь в случае растаскивания «Башавтотранса» на куски гораздо проще завладеть собственностью. Минстройтранс РБ родил трехстороннее соглашение между ГУП «Башавтотранс», муниципалитетами и своим ведомством о передаче имущества. Этот документ тогдашний министр строительства, архитектуры и транспорта Равиль Ибатуллин потребовал подписать в приказном порядке, издав специальное постановление о дисциплинарной ответственности Камила Маматказина в случае отказа. Но в «Башавтотрансе» все-таки отказываются заверять документ, считая, что расформирование предприятия приведет к его гибели и соответственно к социальному взрыву, ведь люди сразу потеряют регулярное транспортное обслуживание.

По странному совпадению, именно в этот момент на гендиректора нападают в подъезде собственного дома трое неизвестных и избивают монтировкой. Скорее всего, заинтересованные люди надеялись, что, испугавшись за свою жизнь, Маматказин покинет свой пост и раздербанить госпредприятие станет проще.

Один из эффективных способов, который активно используют черные рейдеры, для разорения прибыльных объектов — назначить директором своего человека, который изнутри способен развалить конторку и издать приказы об отчуждении собственности.

Потому и устраняли г-на Маматказина физически, надеясь, что это самый малозатратный способ добиться желаемого.

Но, выяснилось, что захват госсобственности потребовал гораздо больших вложений. После того, как гендиректор остался в своем кресле — рейдерам пришлось искать рычаги влияния на чиновников из администрации президента РБ. Смена власти, которая произошла в июне в Башкирии, чуть затормозила этот процесс. Но ненадолго.

 

Раздавленные на дороге

 

Ни одна атака черных рейдеров невозможна без «поддержки» государственных органов и служб, которые принимают заинтересованные, направленные на удовлетворение интересов третьих лиц решения.

Сегодня чиновники клянутся, что отставка г-на Маматказина инициирована первым лицом региона Рустэмом Хамитовым. Однако трудно себе представить, что интеллигентный и либеральный президент РБ, который уверяет, что «он в ответе за всех жителей республики» может позволить своим подчиненным действовать для устранения человека столь подлыми методами. Например, когда на минувшей неделе гендиректор «Башавтотранса», измученный прессингом «сверху» попал с сердечным приступом в больницу, глава администрации президента Николай Курапов потребовал выписать больного «за нарушение режима», а как только за пациентом закрылись двери клиники, появился приказ о его увольнении. Заметим, этот документ был тут же обнародован в агентстве «Башинформ» и озвучен на государственном радио, и лишь спустя несколько часов после информационной атаки, гендиректора вынудили написать-таки заявление по собственному желанию.

Такие методы давления на людей активно использовались в «эпоху суверенитета», а сегодня, казалось, при новой власти, демонстрирующей демократические принципы, подобное невозможно. Однако деньги в этой жизни решают слишком многое.

И может через два года к нам опять приедет председатель Счетной палаты Сергей Степашин, и констатирует, что «Башавтотранс» мы безвозвратно потеряли. Как, например, в этом году, приехав в Уфу, он заявил всем, что топливный комплекс утрачен для Башкирии, и уже нет никаких шансов вернуть его в республиканскую собственность. Ситуация с «Башавтотрансом» повторяет эту историю, а власти ничего не могут предпринять для сохранения актива, демонстрируя бессилие и разочаровывая так много ожидавших от смены руководства РБ людей.

— Как уволили Маматказина? Убрали такого грамотного автомобилиста? — поражается замгенерального директора «Мострансавто» Зоя Павлюк. — Если вашим властям не нужен такой умный руководитель главного транспортного предприятия, который эффективно работает, отстроил экономику, на заработанные, подчеркиваю, не государственные деньги закупал новые автобусы, то кто им будет угоден? Они решили развалить транспортную отрасль республики и доверить ее частникам? А наш замминистра транспорта как раз собирался в Башкирию ехать, чтобы посмотреть, как работает уникальное государственное предприятие… Многое из того, что внедрили на башкирском пассажирском автотранспорте, мы у себя сделать не успели. Эта стратегическая отрасль, важнее которой может быть только производство хлеба. Для того чтобы организовать перевозки, следует учитывать массу факторов, причем до некоторых доходить интуитивным путем. Сложнее транспортной отрасли, наверное, только архитектура и проектирование, поэтому здесь так ценны люди, которые одарены особым «транспортным» наитием, такие как Камил Маматказин.

С этим мнением согласен и замминистра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Азат Галиахметов, который уверен, что «ни в одной стране мира государство не отдает своих граждан на откуп коммерсантам».

— Без сомнений, «Башавтотранс» сегодня — лидер транспортной отрасли России. И властям нужно задуматься о судьбе этого предприятия, чтобы однажды не случилось страшного, и не выяснилось в один прекрасный день, что некому перевозить людей. Государство обязано нести социальную ответственность за общественный транспорт. И это не только мое мнение, а международный опыт. В свое время в Татарстане прокатилась волна приватизации, захватив и транспортную отрасль. Это теперь мы понимаем: глупо было рассчитывать, что если на рынок пассажироперевозок придет частник, он сумеет организовать эффективную и качественную работу общественного транспорта. Сегодня ясно, что перевозки пассажиров должны быть прерогативой государства. Опыт работы «Башавтотранса» за эти годы дал не только ориентиры нашему министерству, как правильно выстраивать госполитику в работе с транспортными компаниями, но и подсказал первоочередные задачи. Камилу Маматказину не все равно, как будут развиваться перевозки, он думает о будущем, у него незашоренный взгляд. Он стремится вперед и жадно впитывает все новое, внедряя самые передовые технологии в своей области. За такими светлыми головами тянутся и стараются соответствовать этой высокой планке. Нам бы таких людей и побольше!

 

Колесом по «Колеснице»

 

Понятно, что Камил Маматказин без работы не останется — его опыт пригодится властям любого региона России, где сегодня пытаются остановить вакханалию на рынке пассажироперевозок и создать хотя бы подобие структуры, существующей в Башкирии. И сегодня многие автотранспортники, узнав новость об увольнении директора, трижды отмеченного наградой правительства страны «Золотая колесница», испытывают чувства, похожие на шок.

В этой ситуации особенно странно выглядят заявления главы республики, заверявшего, что оценит каждого специалиста

 в своей области и доверит работу людям, которые не равнодушны к своему делу. Камила Маматказина не только никто не удосужился предупредить о том, что его работа не приглянулась новой власти, но и оценить его заслуги перед государством.

— Почему не спросили 11-тысячный коллектив? — возмущается начальник общего отдела «Башавтотранса» Наталья Суглоб. — Внезапное увольнение, без объяснения причин нашего гендиректора перед профессиональным праздником — Днем автомобилиста — это плевок в душу всем работникам предприятия, водителям, которые ежедневно встают в четыре утра, кондукторам, всем тем, кто работает для того, чтобы население пользовалось автотранспортными услугами.

ГУП «Башавтотранс» по российским меркам — уникальное автопредприятие, обладающее огромным автопарком, но находящееся в государственной собственности. Именно поэтому в Башкортостане до сих пор государство могло гарантировать социально незащищенным гражданам льготный проезд, доступность и регулярность автотранспорта в любой удаленной точке республики. Во многих регионах РФ и в том числе и в Казани, Тольятти, Челябинске, Екатеринбурге пытаются возродить государственную, централизованную схему автотранспортного обслуживания населения. Но в силу того, что во многих городах страны автоперевозки находятся в частных руках, а для коммерсантов главное не решение государственных задач, а извлечение прибыли, эти процессы идут тяжело. По многим регионам в последнее время прокатились забастовки частных перевозчиков, шантажирующих власти необходимостью повышения тарифов и выбиванием для себя преференций и многие города оказались парализованными.

В ближайшее время эта проблема напрямую встанет и перед чиновниками Башкирии, которые сегодня, руководствуясь, скорее всего, меркантильными интересами, с легкостью разоряют централизованную государственную систему автотранспортного обслуживания населения.

Предприниматель Рамиль Бигнов заявил «МКС», что бизнес-окружение Раиля Сарбаева пытается отбить у государства последние предприятия, которые остались в ее собственности.

— Отмечу, что прежняя власть многое сделала для сохранения «Башавтотранса», поэтому в связи ситуацией вокруг лучшего предприятия в отрасли, ряду бывших и нынешних чиновников президент Рустэм Хамитов должен дать оценку, и выразить свою позицию по данному вопросу, — говорит г-н Бигнов.

Рынок захватов несет многомиллионные прибыли, а потому игроки на этом поле не останавливаются перед подкупом государственных чиновников и правоохранительных органов. Коррумпированные госслужащие есть везде, а в башкирском Белом доме, похоже, собралась критическая масса таких людей — и те, кто позволял себе «левачить» при старой власти, и те, кто умудряется делать свои делишки при новой. Именно поэтому оказалось незащищенным от рейдеров стратегическое предприятие Башкирии.