Mkset.ru
Прямые расчеты с «ЭСКБ» обернулись для жильцов высокими счетами за электроэнергию
14 апреля 2015, 23:16
Политика
Прямые расчеты с «ЭСКБ» обернулись для жильцов высокими счетами за электроэнергию
В Уфе собственники жилья начали получать гигантские счета по электроэнергию, включенной в общедомовые нужды. Это первый итог вовлечения уфимцев в прямые расчеты с энергосбытовой компанией в обход муниципального платежного оператора «ЕРКЦ». То, что в конце прошлого года преподносилось как благо: «каждый платит за себя», на самом деле стало кошмаром для тысяч жителей столицы Башкирии: ежемесячно горожанам начисляется, по сути, вторая плата за энергию, возникновение которой никто объяснить не может.

Рычагов воздействия – нет, выбора – тоже нет, проверить обоснованность сумм – нереально. Формально причины аномальных платежей объясняют воровством энергии, потерями, и несвоевременной подачей показаний. Если раньше уфимцы платили «ЕРКЦ» за энергию по факту, и особо не озадачивались временными рамками, то теперь показания должны быть внесены до 26 числа каждого месяца, в противном случае на квартиру оформят нормативное потребление, а разница вольется в общий ОДН дома.

Исполнительный директор «ЭСКБ» Олег Козлов, выступая на профильном комитете в Госсобрании РБ, сообщил что большая часть долгов за энергию в отрасли ЖКХ – это 44 процента неплатежей или 1,5 млрд рублей. Из них 730 млн рублей задолжали жилищники.

По словам г-на Козлова, переход на прямые платежи, и исключение из этой схемы посредника - «ЕРКЦ», «было основано на нормах действующего законодательства».

- В 2012 году вышло 442-е постановление правительства РФ, предусматривающее, что в случае долгов управляющей компании свыше трех месяцев, гарантирующий поставщик вправе отказаться от исполнения договора и госкомтариф обязывает в этом случае принять граждан на обслуживание, - сказал он. - По договоренности с мэрией Уфы избрали эту схему, чтобы минимизировать проблему с неплатежами.

В итоге к февралю абонентская база энергосбыта выросла с 935 тысяч до 1,3 млн человек, еще 40 тысяч жителей Сипайлово присоединились в апреле.

По словам главы компании, другое правительственное постановление – № 354, «описывает порядок распределения ОДН пропорционально площади» жилых помещений.

Сами платежки «ЭСКБ» в отличие от тех, что рассылал «ЕРКЦ», менее понятны обывателю. В них нужно делать арифметические расчеты, в то время как в квитанциях муниципального оператора требовалось только проставить текущее показания счетчика.

Другая проблема – невозможно дозвониться до контакт-центра «БЭСКа».

- С 16 по 25 число после рассылки платежек сложно дозвониться, - признал г-н Козлов.

Проблему решат за счет открытия «русгидровского» телефонного контакт-центра в Рязани, который примет на себя звонки из Башкирии.

При этом глава ЭСКБ заметил, что в переходе на прямые расчеты есть и позитивные моменты.

- В связи с переходом на прямые расчеты – ОДН уменьшился в 50 процентах домов. Но, как всегда, граждане этого не замечают, - сказал Олег Козлов.

По данным компании, в Уфе всего 176 домов, где ОДН превышает 35 процентов от платежей за энергию, они считаются аномальными.

- Это некорректное снятие показание счетчиков, круглосуточное горение ламп накаливания в подъездах, хищение энергии, - объясняет причину руководитель компании.

Рост платы за ОДН затронула больше, чем 176 заявленных домов, и вызвала недовольство жилактива, в частности, группа домков уфимского микрорайона Дема готовит обращение в правоохранительные органы и к властям региона. Бурлят и интернет-форумы, жители не могут понять, почему должны вносить плату, которая почти соразмерна их собственным потреблениям энергии.

Платежи за ОДН варьируются от 100 до 200 рублей в месяц, многие просто отказываются платить.

Уфимцы убеждены, что сбытовики перекладывают проблему с больной головы на здоровую. Мол, так взыскивают неплатежи маргиналов и злостных неплательщиков за счет всех остальных собственников, которые до сих по рассчитывались вовремя и в срок.

Так, например, потери и воровство приписывают тем домам, которые только что вышли после капремонта «Регионального оператора», и где после общедомового учета нет сторонних потребителей, а каждая квартира имеет индивидуальный рубильник, позволяющий обесточить ее за долги.

Преследуя корпоративные интересы по увеличению сборов, «ЭСКБ» спровоцировал новый рост неплатежей, и вряд ли телефонистка из Рязани сможет убедить людей, ранее аккуратно оплачивавших счета, внести платеж, не имеющий к ним никакого отношения.

Дмитрий КОЛПАКОВ.