Mkset.ru
Коридорная система. Уфа нуждается в эстакадах и подземных тоннелях
3 августа 2008, 23:15
Происшествия
Коридорная система. Уфа нуждается в эстакадах и подземных тоннелях
Глава Министерства строительства, архитектуры и транспорта Башкирии Хамит Мавлияров уверен, что на подходах к Уфе федеральная трасса М5 работает «в режиме перегрузки».- Интенсивность движения здесь составляет 32 тысячи машин в сутки, - говорит Хамит Давлетьярович.

По мнению руководителя министерства, напряженная обстановка на магистрали российского значения близ столицы республики объясняется высокой населенностью мегаполиса, а также разветвлением дорожной сети: к М5 примыкает автомобильная дорога М-7, а также территориальные трассы Пермь – Уфа и Уфа – Оренбург.

Хамит Мавлияров уверен, что разгрузить движение и создать безопасные условия на всех этих магистралях возможно, вплотную занявшись строительством автодороги, названной Южным обходом Уфы. 

  

Уфимский автотоннель можно завершить менее чем за пять лет

 

Тоннельная ассоциация России передала мэрии Уфы результаты обследования автодорожного тоннеля под парком Лесоводов Башкирии, который в свое время планировался как раз стать переходом для соединения М5 и М7. Группа маркшейдеров, исследовавшая в конце июня три проложенные под склоном Уфимки штольни, оценили строительство тоннеля в 9 миллиардов 700 миллионов рублей. Но и эта сумма не окончательная.  

Ревизия документации показала, что проект, созданный в советское время актуален и по сей день, и к нему у ученых претензий нет. А вот план системы жизнеобеспечения нуждается в корректировке. За последние десятилетия в Европе произошли десятки страшных трагедий в подземных тоннелях и требования к безопасности горных проходок ужесточились. Уфимский тоннель один из самых длинных и глубоких в стране – полтора километра автодороги залегают на глубине до пятидесяти метров. Специалисты порекомендовали внести в проектную документацию новые системы вентиляции, освещения, связи, путей эвакуации по аварийным ходам и систему пожаротушения. Эти изменения существенно увеличат смету строительства, и она перевалит за десять миллиардов целковых.

К тому же появились новые проблемы на берегу Уфимки, где тоннель плавно перетекает в мост над рекой. Чтобы избежать оползней, этот склон требует инженерно-геологических изысканий, а значит и новых вложений средств.   

Интересно, что в случае, если мэрия примет решение остановить возведение подземного коридора, тоннель придется ликвидировать. А уничтожение долгостроя обойдется властям в разы дороже, чем его окончание. За администрацией города, получившей незавершенку в наследство от республиканского управления капитального строительства, остается последнее слово.

- Тоннель в Уфе строить необходимо, - говорит старший группы маркшейдеров Игорь Бубман. – Город могут ожидать большие неприятности, если проходка не будет продолжена.

О каких именно проблемах идет речь, Игорь Семенович уточнять не стал, однако заметил, что временные штольни нуждаются в укреплении и обслуживании, а иначе в тоннельной трассе начинается просадка грунта.

- Природа не терпит пустоты, и стремиться ее заполнить, - говорит г-н Бубман.

Специалисты настаивают: строительство тоннельных трасс должно вестись равномерно, а не по догоняющей схеме. По словам Игоря Бубмана, потоки автомобилей на выезд и выезд следует разделить по двум отдельным стволам, иначе неизбежны аварии, ущерб от которых в подземелье неизмеримо выше, чем на обычной дороге. 

Работы по проходке штолен остановлены. В ТАР заметили, что при нормальном финансировании и исправлении замечаний возведение автокоридора можно было бы закончить за 4,5 года.  

Уфимская мэрия уже подала заявку в федеральный инвестиционный фонд на получение тринадцати миллиардов рублей, так необходимых для окончания строительства тоннеля и возведения двух мостов – второго Затонского и через Уфимку на выходе из подземелья. Власти города намерены доказать, что соединение федеральных трасс М7 и М5 через подземный автокоридор имеет общероссийское значение. В муниципалитете надеются, что смогут привлечь к этому проекту и инвесторов. На инвестиционной выставке, которая пройдет в сентябре в Сочи, бизнесменам станут предлагать участки на трассе под строительство заводов, ритейл-зон и жилья.

 

В 2011 году улица Галле станет «двухэтажной»

 

От того будет ли построен автокоридор под парком Лесоводов, зависит дальнейшее автомобильное развитие западной части столицы Башкирии.

Проектный институт «УралДорТранс» завершил предварительное проектирование трассы поперечного соединения М5 и М7 через центр Уфы.

Перемены начнутся с Затонского моста, где перекинут еще одну переправу. Проектирование нового моста ожидается в следующем году и на эти цели выделено 40 миллионов рублей, а само строительство оценивается в четыре миллиарда. Будущее увеличение транспортного потока заставило проектировщиков задуматься о появлении новых трасс. Вариантов движения автомобилей, въезжающих в город с Затонского моста – два. Первый – строительство второго этажа движения от Затонского кольца и до Комсомольской улицы, где планируется возведение клеверной развязки. Здесь транспортный поток смешивается с общегородским, «нижним», и уходит на пока не действующую развязку на проспекте имени Салавата у улицы Бессонова, а потом ныряет в тоннель под парком Лесоводов. Но в случае, если будет принято решение о ликвидации подземного коридора, тогда власти начнут строить дорогу к мосту через Уфимку, которая и выведет автомобили на М-5. Эстакада пройдет на уровне 3-4 этажа и для защиты жилых домов построят шумозащитные экраны.

К плюсам эстакадного варианта относят возможность попутного устройства в ней надземного пешеходного перехода через проспект Октября.

Второй вариант предполагает, что вместо «второго» этажа над улицей Галле построят подземный тоннель.

Проектировщики «УралДорТранс» предлагает два вида транспортного коридора – глубокого и неглубокого залегания. Первый начинается сразу после Затонского моста и выходит на поверхность за развязкой «Галле-Комсомольская». Тоннель мелкого заложения, подобный возведенному на проспекте Салавата в районе улицы Лесотехникума, берет свое начало на пригорке неподалеку от Южного автовокзала, где рельефный перепал легко использовать для входного портала.

Какой вариант выберут городские власти еще неизвестно.

- Все идеи хороши, - говорит вице-мэр Уфы Рамиль Халимов. – Но какие коррективы внесет в эти планы жизнь, и хватит ли на их осуществление денег, покажет время.

Строительство соединительного коридора отложено до 2011 года. За это время власти Уфы отшлифуют проект, определят источники финансирования и подготовятся к грандиозной стройке.

- Подготовка уже началась, этим летом мы расширяем улицу Галле, - заметил вице-мэр.

Сейчас чиновники и проектировщики обговаривают с коммунальными службами возможные варианты перетасовки подземных и надземных коммуникаций. Оставшиеся четыре года будут потрачены на поиск оптимальных решений.

Самой дорогостоящей частью строительства считается участок от развязки на проспекте Салавата Юлаева до перекрестка улиц Галле и Комсомольская. На этом промежутке лежит гигантский частный сектор. И львиная часть сметы приходится на расселение жителей домов, расположенных на пути будущей трассы.

 

Проспект Салавата Юлаева поднимут в воздух

 

Институт «УралДорТранс» закончил проектирование продолжения проспекта Салавата Юлаева. Оно оказалось немного необычным – будущая трасса будет двухэтажной.

Согласно градостроительным планам скоростная магистраль должна заканчиваться в районе Тимашевского переезда, выходя на Бирский тракт. Последний трехполосный участок дороги Салавата займет 12 километров, и автомобили будут двигаться по нему со скоростью в 100 километров в час.

Но для того, чтобы проспект Салавата вывести к заданной точке, следует преодолеть треть Лихачевской промзоны и пройти сквозь хитросплетение черниковских улиц. Проектировщики решили эту задачу с помощью эстакады и девяти развязок самых изощренных форм. Проектное предложение дорожников было обнародовано на июньской выставке «БашЭкспо» «Город. Архитектура и строительство». 

После Сипайловского спуска проспект протянут по Самаркандской улице через Лихачевскую промзону, где снесут большую часть складов. Проектировщики задумали провести скоростную магистраль в Черниковке по эстакадам. Выезд в сторону Бирского тракта пройдет над улицей Свободы, а возвращаться в южную часть города автомобили станут над Уфимским шоссе и улицей Невского. Жителей домов, которые окажутся рядом со вторым «этажом» дороги, закроют от гула моторов прозрачным шумозащитным экраном.

На слиянии улиц Боресоглебского, Невского и Свободы обе эстакады спустятся на землю и вновь станут шестиполосной магистралью, которая закончится развязкой у Тимашевского переезда.

На перекрестке Уфимского шоссе с Трамвайной улицей, проспект Салавата Юлаева и вовсе взметнется на третий уровень, а трамвайное полотно займет второй «этаж». 

Если план, предложенный институтом «УралДорТранс» воплотится в жизнь, и Черниковку и Лихачевскую промзону ждут глобальные изменения. Проектировщики запланировали по всей длине дороги девять развязок, а для того, чтобы возвести путепровод на перекрестке Свободы и Донского, потребуется снести детский сад № 4, больницу № 17 и несколько жилых домов. По мнению разработчиков, эти жертвы необходимы, если учитывать увеличивающийся с каждым годом дорожный трафик.

Дмитрий КОЛПАКОВ.