Mkset.ru
Три кубинца. Уфимские художники совместили несовместимое
31 августа 2008, 23:14
Культура
Три кубинца. Уфимские художники совместили несовместимое
В Уфимской художественной галерее c большим успехом прошла выставка «Я в кубе». Новые работы представили Олег Шишкин, Тимофей Дорофеев и Евгений Севастьянов. Несмотря на молодость, эти художники в Башкирии персоны довольно известные, а в их портфолио входит участие в десятках выставок общероссийского уровня.

Уродская камасутра

 

В этот раз они не побоялись объединиться в рамках групповой выставки, причем с совершенно разными по стилю работами. Это говорит о том, что все они фигуры достаточно сильные в художественном плане, чтобы не бояться проиграть на фоне другого. Можно сказать, что их самодостаточность, как ни странно, и является объединяющим фактором троих авторов. Самодостаточность, которая позволяет надеяться на то, что, выйдя из более выигрышной категории «молодых художников», они успешно преодолеют сложный период перехода к зрелости.

С каждой новой выставкой художник показывает себя иначе, в этом и заключается его творческое развитие. Когда это развитие заканчивается, начинаются выставки юбилейные, ретроспективные. На выставке «Я в кубе» зритель смог увидеть представленных художников с новой стороны, за исключением Евгения Севастьянова, от которого всегда ждут выступления в привычном амплуа. Художник представил уже знакомые по предыдущей выставке портреты уфимской элиты, добавив несколько новых.

Серия из десяти графических листов на баннерной ткани Олега Шишкина совсем не миролюбива. Название серии «Лилит» отсылает нас к образу первой жены Адама, которая была проклята за то, что хотела быть равной первому человеку. По легенде, превратившись в прекрасную демоницу, Лилит наводит порчу на младенцев, похищая, пьет их кровь их и вызывает бесплодие у женщин. Серия Шишкина построена на сюжетах, явно связанных с сексуальными действиями. Однако то, что лежит на поверхности, не всегда является очевидным. Момент отчуждения, показанный через мнимую телесную близость, становится лейтмотивом всей серии. Подчеркнутая однополость изображенных персонажей символизирует замкнутость на самом себе, поэтому настолько асексуальны и некрасивы их действия. Диалог двух тел, превращающийся в монолог. Имя Лилит намекает на опасность, лежащую в основе этой замкнутости.

 

Живое полотно

 

Входя в галерею, в первом же зале зрители могли увидеть человека в рабочей блузе, который без остановки писал большую картину, занимавшую целую стену. Это и был третий автор выставки – Тимофей Дорофеев. Он был так занят своей работой, что даже не пошел слушать традиционные славословия в честь открытия. Еще бы, ведь работы еще очень много – в своей мегакартине «Перемещение» художник решил свести в одно целое свои впечатления за годы творческой жизни. А сколько их еще впереди! Это высказывание Пабло Пикассо «Законченная картина – мертвая картина» заставило уфимского художника задуматься, стоит ли ставить финальную точку. Символом долгого пути познания становится и материал, который художник выбрал для своей мегакартины, – доски от ящиков из-под аргентинских груш, повидавших несколько стран, прежде чем попасть на уфимский рынок. Если раньше художник работал в жанре наивной живописи, то для «Перемещения» он выбрал абстрактный стиль – именно в нем можно наиболее полно отразить все разнообразие современного мира. Всю нашу кипучую жизнь Тимофей уложил в свой гигантский разноцветный паззл, детальки которого будут подбираться художником еще многие годы.

Смелость в самовыражении, показанная тремя этими художниками, обусловлена не только их привычкой работать на искушенного столичного зрителя, но и свободой от скованности, которую придает академическая школа рисунка. Ведь двое из этих молодых художников – почти самодеятельные, не проводившие долгие годы за учебными постановками классов, получая художественный опыт на практике.

Кристина АБРАМИЧЕВА.