Мелодия узора. Живопись на войлоке покоряет Россию
27 декабря 2005, 18:36
Культура
Есть ли в таком мегаполисе, как Уфа, молодые рукодельницы? Такие, что и кружево сплетут, и ковер выткут терпеливыми руками? Есть, стоит только заглянуть на художественно-графический факультет БГПУ. Здесь открылась выставка декоративно-прикладного искусства студентов-дипломников "Художественный текстиль". Холл учебного заведения украсился изделиями, выполненными в разной технике и в разном жанре.— Этот вид искусства предпочитают студенты, которые хотят что-то сделать своими руками, — объясняет один из организаторов выставки, преподаватель декоративно-прикладного искусства Ольга Суткевич.
— А разная техника изготовления рукоделий, в свою очередь, выбирается в зависимости от характера. Например, ткачество и вышивку предпочитают самые терпеливые и педантичные учащиеся.Действительно, гобелены, выглядящие на первый взгляд обыкновенным вязанием, выполняются так же, как и много веков назад. На деревянную рамку натягивается сетка основы, и весь этот частокол рукодельница обвивает одной ниткой, затем по очереди другой, памятуя при этом о складывающемся узоре. В результате получается авторский гобелен, украшенный, в зависимости от фантазии, и другими декоративными материалами. А кружево — это просто виртуозное исполнение узорной мелодии на коклюшках плюс постоянный счет в уме петель.Есть в экспозиции одно изделие, удивляющее зрителей. В качестве материала использованы лоскутки ткани, продетые через основное полотно крючком. Работа стоила студентке кровавых мозолей, но панно получилось на удивление солнечным и легким.Батик или роспись по ткани выбирают более темпераментные и импульсивные художники. Особые краски и всплески творческого вдохновения позволили создать студентам тонкие выразительные картины на шелке.Около экспоната "Сон" автора Шайдуллиной посетители подолгу задерживаются. Дело в том, что картина создана из войлока. Если бы кто-то несколько лет назад сказал, что можно творить на этом материале, ему бы поверили с трудом.— Я заинтересовался войлоком лет десять назад, — рассказывает руководитель дипломницы, декан ХГФ Талгат Масалимов. — Изучал народные образцы, анализировал. Помню, первого выпускника еле уговорил сделать диплом на этом материале. Потом у меня нашлись единомышленники.Увлечение народными промыслами декана художников-учителей не только заразило студентов, но и привело к знакомству с сотрудниками Центра народного творчества, в частности, с известной галеристкой Каримой Кайдаловой. Общий интерес к войлоку вылился в творческое общение, дальше — в участии в выставках, конкурсах. Особенно ценными в отношении теории и практики оказались семинары, организуемые Талгатом Хасановичем в Абзелиловском районе Башкирии. Третий год подряд в селе Бурангулово, на родине войлока собираются профессиональные и народные умельцы старинного промысла. Горожане с восхищением наблюдают, как у них на глазах рождается войлок. Хотя этот процесс трудоемкий, напоминает он праздник — художники священнодействуют в ярких национальных нарядах, поют задорные песни.На худграфе родилась новая техника изготовления войлока, обусловленная городскими условиями. На вымытую прессованную шерсть накладываются цветные слои войлока и закрепляются иглой. Получается своего рода войлочная живопись, позволяющая создавать картины любой сложности и тематики.Как отметил Талгат Масалимов, местные мастерицы сначала восприняли новую технологию с удивлением, а потом и сами включились в общий творческий процесс. Год от года на семинары приезжает все больше молодежи, даже учащиеся школ и колледжей. Недавно в районе решили построить Дом войлока, который будет готов в будущем году. Эскизы разработал все тот же неугомонный декан. Башкирский войлок начал покорять и столицу России. На прошедшей в этом году выставке народного искусства рукотворные экспонаты из уфимского педуниверситета получили настоящее признание, став лауреатами столь статусного вернисажа.Зиля БАДРИЕВА.